Лаврешина Ирина Георгиевна, учитель начальных классов, КГУ «Основная школа №2, г. Серебрянска», Республика Казахстан, ВКО, Зыряновский район, г. Серебрянск
Обучение должно быть развивающим, направленным на формирование познавательных интересов и способностей учащихся.
На первый план при обсуждении данной проблемы выдвигаются профессиональное мастерство учителя, его методики обучения и используемые педагогические технологии.
Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции. актуализируют личность ребенка, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и уважения к различиям, дают ощущение творческой свободы и самое главное-приносят радость.
Основываясь на том, что активизация познавательной деятельности-это двусторонний процесс, в котором условия создает прежде всего учитель, а демонстрирует результат ученик, мы покажем роль учителя в данном процессе через описание технологических подходов и приемов, применяемых в своей практике. Само познание обычно представляют. как последовательную цель: восприятие, запоминание, сохранение. Интерпретация полученных знаний. Состояние активности учащихся может осуществляться на разных уровнях. Мы выделим следующие уровни познавательных активности, классифицируя их по степени включенности учащихся в процесс обучения: нулевая активность, ситуативная, исполнительная и творческая активность. В силах учителя, учитывая индивидуальные и возрастные особенности, помочь учащемуся перейти с нулевого уровня на ситуативный. Характеризуя каждый из этих уровней. Мы видим роль учителя в следующем: (таб.1)
Таблица1. Управленческие действия учителя на уроке
Уровни познавательной активности |
Педагогические методы и приемы активизации |
Элементы технологий |
Разнообразные виды заданий и учебные команды |
Нулевая активность. Учащиеся пассивны, слабо реагируют на требования учителя, не проявляют желания к самостоятельной работе. Предпочитают режим давления со стороны педагога. |
Необычное начало урока, опора на похвалу, выбор и смена заданий |
Игровые технологии. Дифференцированный подход |
Принцесса и её друзья гуляли по саду. Злая колдунья послала дракона с целью похитить добрую принцессу. Друзья отправляются за советом к волшебнику. Он указывает путь в ходе которого путешественники выполняют задания Дядюшки Скруджа, клоуна, золотой рыбки. В итоге в конце урока слышны восхищённые возгласы ребят: «Ура! Мы победили, мы её спасли.» |
Ситуативная активность-проявляется лишь в определенных условиях, учебных ситуациях) интересное содержание урока, приемы обучения и оценивания и т.д. определяется эмоциональным восприятием |
Изготовление сказочных персонажей. Использование разнообразных стратегий формативного оценивания –постоянная обратная связь |
Игровые технологии, обучение в сотрудничестве, дифференцированный подход. |
Игра: «Сказки Пушкина» (литературное чтение) - задания- соревнования для группы. 1 задание – выдели лишний персонаж: «Звездочёт, старик, старуха, корыто» Следующие задание «Озвучь эпизоды сказок». Следующее задание «Создать проект с помощью имеющихся средств. Главное- проявить себя мастерами своего дела» |
Исполнительная активность - позиция учащихся обусловлена не только эмоциональной готовностью, но и наработанными приемами учебных действий, что обеспечивает быстрое восприятие учебной задачи и самостоятельность в ходе ее решения0 |
«Мозговой штурм», «консультант», использование проблемных ситуаций |
Деятельностный подход, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, дифференцированный подход |
Игра «Фирма» для уроков русского языка, математики, можно использовать на уроках познания мира и риторики. 1 этап («Мозговой штурм») учитель производит инструктаж начальников отделов. Научный отдел будет заниматься выдвижением гипотез; Проектный- построение алгоритма; Художественный- представлением проблемы в виде схемы; Информационный- сбором информации (подбор конкретных примеров по теме); независимые эксперты будут заниматься работой по разным направлениям. 2 этап проектирование конкретной деятельности- ученики работают в группах- отделах. 3 этап- обмен информацией: тренинг. Группы работают по алгоритму: Формулировка понятия (члены научного отдела); алгоритм действия (члены проектного отдела); схема- формула (члены художественного отдела); тренинг (члены информационного отдела) 4 этап- Подведение итогов-защита, систематизация, оценка и отбор. |
Творческая активность-позиция учащихся характеризуется готовностью к нестандартной учебной ситуации, поиском новых средств для ее решения) |
Создание ситуаций успеха. Обучение с увлечением средствами обучающих и интеллектуальных игр |
Личностно-ориентированное обучение; |
Ребята вместе с героями переносятся в страну игрушек. Закрыв глаза, подумав о своей любимой игрушке . Первой на их пути встречается старушка-сказочница (переодетая учительница) Она рассказывает детям сказку: жили -были два числа: 5и 3.Уних была сумочка. которую они таскали всюду за собой. Когда им встречалось что-то опасное, они прыгали в сумку, запирались изнутри и так тесно прижимались друг к другу, что иногда даже соединялись в одно число. Найди в сумочке сумму чисел 5и3. С этой задачей вы справились. Посмотрим, сможете ли вы решить другую, сложнее: волк пригласил на свой день рождения 3-х поросят,7 козлят и 1 Красную Шапочку. Сколько аппетитных друзей придет на день рождения к волку? (запись решения в тетрадь) Старушка дает путешественникам клубок, который поможет в пути- укажет дорогу и возвращает Катюше ее любимую куклу Физминутка: Я задумала 2 числа. Сложила их, у меня получилось 5. Какие два числа я задумала ?1-й способ:3 и 2 .3 –наклона головы и 2 наклона туловища; 2-й способ: 4-вращение туловища, 1-прыжок Идем дальше, и клубок приводит нас к Усатому коту Дусику, который решил испечь торт для мамы. Сколько всего наименований продуктов ему понадобиться, если на один торт необходимо: 1 стакан муки,2 яйца, 4 столовых ложки сахара, 1 стакан молока, 1 банка сгущенки, 1 шепотка соли. Дусик вернул Кате рыжего лисенка –одну из ее любимых мягких игрушек.
|
Состояние познавательной активности выражено в таблице (табл.2)
Таблица 2. Состояние познавательной активности учащихся 4-го класса
Уровни познавательной активности |
Начало года |
Конец года |
1.Нулевая активность |
6-25% |
2-8,3% |
2.Ситуативная активность |
8-33% |
7-29% |
3.Исполнительская активность |
8-33% |
10-41,6% |
4. Творческая активность |
2-8,3% |
5-21% |
Исходя из анализа состояния познавательной активности учащихся, на начало и конец года, мы видим, что в 3 раза уменьшилось число ребят, находящихся на уровне нулевой активности, число учащихся на уровне творческой активности увеличилось в 2 раза.
Очевидно, что обстановку, когда дети хотят и могут проявлять самостоятельность, лучше всего создает игровая среда. Игровые действия ребенка, сопровождающиеся высоким эмоциональным подъемом, устойчивым познавательным интересом, являются наиболее мощным стимулятором его активности в познании.
Кроме того, игра служит как бы переходным мостиком к учению, той средой, в которой легче, интереснее происходит познавательная деятельность. Поэтому среди разнообразных направлений образовательных технологий на наш взгляд наиболее адекватным является использование игровых технологий, разноуровневого обучения, личностно-ориентированного обучения.
Систематическое использование игр на разных этапах обучения при изучении разного по содержанию материала, становится эффективным средством активизации познавательной активности учащихся, положительно влияет на повышение качества ЗУН; рациональное сочетание игровых моментов дает возможность обязательного участия в них всех учащихся, независимо от уровня их подготовки.
Сотрудничество, взаимодействие, активность учителя и учащихся обеспечивает формирование и развитие надпредметных, универсальных умений, ключевых компетентностей, позволяет достичь высокого уровня усвоения содержания учебного материала, увлеченности детей предметом.
Содержание среднего образования с 12-летним сроком обучения ориентировано на достижение каждым обучающимся, определенных стандартом результатов образования в виде сформированности ключевых компетентностей. В практической деятельности мы осуществляем мониторинг сформированности ключевых компетентностей учащихся.
компетентность разрешения проблем по аспектам:
1 идентификация (определение проблемы); 2 целеполагание и планирование деятельности; 3 применение технологий; 4. планирование ресурсов; 5.оценка деятельности; 6 оценка результата (продукта) деятельности; 7. Оценка собственного продвижения
Таблица 2. Сформированность компетентности решения проблем (3-й класс)
Уровни/ количество учащихся |
Постановка проблемы |
Целеполагание и планирование |
Оценка результатов |
|||
Постановка цели и определение стратегии деятельности |
Применение технологий, планирование деятельности |
Планирование ресурсов (продукта) |
Оценка продукта. результата |
Оценка собственного продвижения |
||
Высокий |
4 |
1 |
0 |
2 |
0 |
3 |
Средний |
11 |
10 |
8 |
13 |
8 |
11 |
Низкий |
2 |
6 |
8 |
3 |
11 |
4 |
Критический |
4 |
4 |
5 |
3 |
2 |
3 |
Информационная- компетентность по аспектам:
1) поиск информации:
Определение недостатка информации для совершения действия;
Получение информации из различных источников;
2) Обработка информации:
Критическое осмысление информации
Умение делать выводы на основе полученной информации
Таблица 3. Сформированность информационной компетентности (3-й класс)
Уровни/ количество учащихся |
Поиск информации |
Обработка информации |
||
Определение недостатка информации для совершения действия |
Получение информации из различных источников |
Критическое осмысление информации |
Умение делать выводы на основе полученной информации |
|
Высокий |
2 |
0 |
1 |
0 |
Средний |
12 |
15 |
13 |
12 |
Низкий |
4 |
4 |
5 |
7 |
Критический |
3 |
2 |
2 |
2 |
Коммуникативная компетентность по аспектам:
Таблица 4. Сформированность коммуникативной компетентности (3-й класс)
Уровни/ количество учащихся |
Письменная коммуникация |
Устная презентация (публичное выступление, диалог) |
Работа в группе |
Продуктивная коммуникация |
Высокий |
2 |
2 |
1 |
0 |
Средний |
9 |
7 |
10 |
10 |
Низкий |
8 |
6 |
8 |
8 |
Критический |
2 |
3 |
2 |
3 |
Систематическое проведение мониторинга позволяет нам своевременно осуществлять коррекцию деятельности, планировать образовательный процесс с учетом необходимых изменений
Система работы с использованием элементов игровой технологии имеет ввиду:
1) Выявление принципов и разработку приемов оптимизации образовательного процесса.
2) Анализ факторов повышающих образовательную эффективность
3) Конструирование и применение приемов и материалов.
4) Оценку и результативность применяемых методов.
Любая система работы предполагает ожидаемый результат. Чего ожидаем мы, выстраивая свою работу таким образом:
1) Повышение качества образования
2) Преобразование среды урока через расширение и усложнение индивидуальных, интеллектуальных ресурсов личности.
При такой организации работы нередко приходится использовать основы психологических знаний. В сотрудничестве с психологической службой постоянно проводится мониторинг мотивации достижения успеха в учебной деятельности учащихся. Цель проведения – выяснить позволит ли данная система работы достичь ожидаемого результата. Особое внимание в практической деятельности уделяется формированию творческого мышления учащихся. С каждым новым набором учащихся проводится диагностика начального (исходного) уровня сформированности творческого мышления учащихся
С целью диагностики творческого мышления детей 5-7 лет предлагается тест. Он оценивает способность строить различные изображения на основе одного и того же повторяющегося графического контура (задания теста П. Торренса). Используя нарисованные изображения, ребята должны были придумать и изобразить как можно больше различных предметов и вещей. Можно дорисовывать к фигуркам любые детали и объединять фигуры в один рисунок. Результаты получились следующие:
Низкий уровень 11-61 %
Средний 4-22%
Высокий 3-17%
В учебном процессе целенаправленно используются игры и задания, направленные на развитие творческих способностей учащихся (игры и задания подобраны на каждый год обучения с учетом возрастных особенностей учащихся). В качестве примера предлагаем игры и задания, направленные на развитие творческих способностей учащихся 1-го класса
Игры и задания для развития творческих способностей (1 класс)
Способности |
Развивающие игры |
Деятельность учащихся, планируемый результат. |
Постановка вопроса |
Шоколадная страна |
Получение максимального представления о стране |
Развитие творческого воображения |
Без слов |
Проявление как можно большей фантазии и выдумки в постановке вопросов и в ответах |
Переформирование |
Изобретатель |
Изобрести новое применение для указанных предметов и выбранных самими |
Генерирование идей |
«Что делать, если…»
«Невероятные ситуации» |
Предложение выходов из предложенных ситуаций Яркое представление ситуации и выдвижение гипотез о том, что может произойти |
Развитие творческого мышления, генерирование идей и выражение их словесно |
Анекдоты |
Придумывание оригинальных названий. Побеждает тот, кто больше назовет |
Генерирование идей, имеющих отношение к области чувств, эмоций и поведения людей |
Позы |
Фантазирование эмоций и чувств в предложенной позе |
Развитие творческих способностей |
Окончи шутку |
Высказывание собственных версий на предложенную шутку |
Генерирование идей |
Фантастический рисунок |
Конкурс рисунков «Необычное животное», «Инопланетянин» |
Генерирование идей, а также умение управлять мимикой, жестами, движениями |
Пантомима для сообразительных |
Высказывание максимально близких версий, собственный показ |
Комбинирование зрительными образами |
Каракули |
Распознавание различных образов |
Поиск аналогичного творческого изображения |
Расшифруй сказку |
Расшифровать сказку и рассказать ее |
Развитие умения создавать простейшую графическую план-схему логически связанного текста. |
Зашифруй сказку |
Создание схемы сказки, пересказ |
Результативность процесса развития творческих способностей учащихся (1 класс)
Предлагаем фрагменты работы:
Игра «Что делать, если…» Ребятам необходимо было придумать как можно больше вариантов того, что делать если начался сильны дождь, а у тебя нет зонта. Ответы были самыми необычными:
«Будет целая, большая- пребольшая лужа», «Он заклинил, от него башка лопнет.», «Будет потоп, вся картошка всплывёт»
Игра «Невероятные ситуации». Задание: «Что произойдёт, если дети перестанут ходить в школу?». «Ты станешь вдруг телевизором». Ответы учащихся: «Они ни чему не научатся», «Будут пакостить и лезть куда попало», «Они не будут грамотными», «Они будут глупыми, не научатся считать, писать», «У родителей не будет детей». «Будет два телевизора».
Игра «Позы». Задание: Ребятам предлагалось два рисунка, с изображением человечков, выполняющих разные действия и выражающих различные эмоции. Необходимо высказать как можно больше догадок относительно того, что делает этот человек, о чём он может в этом момент думать, какие эмоции испытывать. Ответы детей: «Бежит и думает о том, что хочет в школу», «Дома начался пожар и он бежит от пожара. Бежит от большой волны – цунами», «Он бежит от погони, от преступников, они у него хотят деньги украсть», «Он тренируется на скейте, чтобы научится кататься», «Он сидит и грустит, потому -что у него болит зуб», «Он думает о том, как попасть на море, чтобы у него было много цветов», «Сидит и скучает».
Игра «Анекдоты». Задание: Придумать как можно больше названий к анекдотам. Ответы:
«Он не моет уши», «Ужасный грязнуля», «Голодный и дома не ест», «А кто будет бегать на перемене».
Игра «Изобретатель». Задание: Попробуйте изобрести новое применение для линейки, пенала.
Можно сделать качелю (Показали Соня и Данил.), самолёт, штангу. Пенал можно превратить в паровоз, в бабочку, в машину, велосипед.
Игра «Без слов». Задание: Совершая путешествие в космические дали, необходимо спросить у инопланетянина который час. Сначала ребята затруднялись в выполнении задания, но потом, благодаря сообразительности и внимательности им удалось. Собственный вопрос для инопланетянина показали без затруднений.
Игра «Пантомима для сообразительных». Не испытывали особых затруднений в выполнении задания. Удачно была изображена девочка, потерявшая куклу.
Сравнивая число учащихся, применявших методы творчества, отмечаем увеличение числа на 4 человека - 22 %.
Организация деятельности, таким образом, дает возможность задействовать в процессе обучения практики всех ребят, выполнение дифференцированных заданий в режиме интерактивных технологий приводит к положительному отношению к учению, а в конечном счете помогает учащимся преодолеть ученикам барьер своего уровня