You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!
Белькова Елена Витальевна, учитель музыки и учитель Мировой художественной культуры, МБОУ "СОШ№47", Россия, Челябинская область, г.Троицк
Использование приемов "ментальной карты " и " кластера"
Появление клипового мышления во многом было обусловлено процессом глобализации, сложным процессом мировой интеграции стран. Это основано на потребности в объединении и возможности коммуникации с помощью перевода понятий на знаковый язык. Клиповое мышление путём упрощения и символизации позволяет воспринимать одни и те же понятия и образы носителями разных языков без перевода. Глобальное коммуникативное пространство заставляет культуры функционировать по его законам.
В конце 90-х годов XX века термин «клиповое мышление» вошел в педагогику и психологию.
В настоящее время термин «клиповое мышление» обозначает особенности мыслительной деятельности современных школьников, которые живут в обществе новых высоких информационных технологий и которых отличает скорость восприятия образов, визуальность, эмоциональность, ассоциативность.
Клиповое мышление предполагает упрощение усвоения материала, игнорируя его глубину. Теряется способность к анализу и выстраиванию длинных логических цепочек. В тоже время клиповое мышление можно рассматривать как защитную реакцию организма на информационную перегрузку и способ получения большего объема информации.
В организации эффективного учебного процесса от современного педагога требуется немало мудрости. И речь идёт не только о профессионализме, но и об умении идти в ногу со временем, находить формы работ, близкие логике современных детей, их интересам, их мышлению. В последние годы все чаще культурологи говорят о так называемом «клиповом мышлении» у современных подростков и молодежи.
Это феномен, присущий поколению, воспитанному в эпоху бума компьютерных и коммуникационных технологий, а отсюда — их возросшая способность к многозадачности. Дети интернет-поколения одновременно могут слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать фотографии, делая при этом уроки. Но, разумеется, платой за многозадачность становятся рассеянность, дефицит внимания, теряется способность к анализу и выстраиванию длинных логических цепочек. Т.е. «клиповое мышление» предполагает упрощение, оно «забирает» глубину усвоения материала. С этой точки зрения является очень сложным мотивировать студента к обучению, систематической работе.
В то время как мы, педагоги, требуем от них читать первоисточники, конспектировать, слушать классику и когда они этого не делают, начинается поиск эффективных и действенных методов обучения и воздействия.
Образование учащихся должно быть качественным и соответствовать современному уровню знаний. Решить эту задачу можно, формируя у школьников мыслительные процессы в процессе учебной деятельности, понимая, что изменения мыслительных способностей у детей отмечают многие психологи. В связи с этим идет поиск новых подходов и решений проблем обучения.
Задачей педагогов является не борьба с клиповым мышлением учащихся, а умение приспособить его к изменившимся условиям и использовать для процесса обучения и воспитания. В современной педагогике накопилось достаточно много образовательных технологий, которые могут быть использованы как способ борьбы с клиповым мышлением.
Для решения современных психолого-педагогических задач важно кардинальным образом изменить приоритеты целей обучения. На первый план следует выдвигать развивающую функцию, в большей степени обеспечивающую становление личности школьника, раскрытие его индивидуальных способностей, развитие умственной, творческой и социальной активности, а самое главное, его мыслительных процессов.
«Кластер» и «ментальная карта» приходят помощь обучающимся так как помогают ориентироваться в огромном потоке информации .
«Ментальная карта», а по-другому «карта ума» систематизируют знания обучающихся с помощью схем, благодаря которому наше образное мышление очень быстро, а самое главное и надолго, запоминает необходимый материал. «Ментальная карта» -это своего рода определенный план в разных лучах. Для полноты восприятия информации необходимо использовать в различных цветах. В центре «ядро» ( главная тема, основа, ключевой образ) . От него отходят «ветки»1 уровня - это темы ,а затем идут «ветки» 2 уровня- подтемы Составляется «ментальная карта» при помощи слов ( печатными буквами) и без сокращений.
У моих обучающихся это всего лишь первоначальный опыт, они сегодня делают лишь первые шаги в этом направлении.