НАВИГАЦИЯ
ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

Лебедева Ирина Владимировна, преподаватель, Краевое Государственное Бюджетное Профессиональное Образовательное Учреждение "Норильский Педагогический Колледж" (КГБПОУ "НПК"), город Норильск, Красноярский край

Формирование культуры конкурентных взаимодействий у студентов педагогического колледжа

Формирование культуры конкурентных взаимодействий у студентов педагогического колледжа СКАЧАТЬ

Процессы, происходящие в сферах экономического, политического, социального развития современного общества, актуализируют значимость педагогической работы, направленной на поиск и реализацию образовательных подходов для развития конкурентоспособности личности.

Важно отметить, что становление, формирование, развитие личности, ее функционирование осуществляется в определенной культурной среде. Система образования, готовя подрастающее поколение россиян к  эффективной жизнедеятельности в конкурентном мире, должна опираться на общечеловеческие гуманистические достижения культуры.  Не случайно В.И.Шаповалов к ведущими качествам, обусловливающим конкурентоспособность человека, относит не только лидерские, деловые и творческие способности и свойства, но и гуманистические, нравственные: социальную ответственность, готовность к демократическому общению, толерантность и нравственный императив.

Программным элементом разработанной нами технологии формирования культуры конкурентных взаимодействий обучающихся является сквозная модульная система элективных и факультативных курсов под общим названием «Человек в конкурентном мире». Входящие в систему отдельные дисциплины позволяют последовательно осваивать необходимые знания, формировать умения и навыки, осознавать и интериоризировать ценности культуры конкурентных взаимодействий. Содержание элективных курсов  базируется на содержании обязательных дисциплин учебного плана, дополняя его контекстной информацией.  Отдельные модули системы и их последовательность соответствуют задачам образовательного процесса. В связи с этим в начале элективные дисциплины носят, преимущественно, теоретический характер, а далее строятся в виде практикумов и тренингов.

Целенаправленная учебная деятельность на первом этапе осуществляется  в рамках элективных и факультативных курсов «Конкурентный мир: государство, общество, личность», «Личность в условиях конкуренции: культура поведения и общения», «Экономико-правовые основы конкуренции», «Конкуренция: самоменеджмент и самомаркетинг». Воспитательно-образовательная работа проводится  на кураторских часах с общей тематикой «Всегда ли цель определяет средства?» и «Соперничество и сотрудничество: хочу и надо». Данный этап соответствует 1-2 семестрам обучения в колледже.

На втором этапе (3 семестр) образовательный процесс осуществляется на базе изучения следующих элективных и факультативных дисциплин: «Жизненное и профессиональное целеполагание в условиях конкуренции» и «Практикум проектирования конкурентных взаимодействий».  На занятиях проводятся тематические проблемные семинары, готовятся исследовательские и творческие проекты, организовываются деловые и ролевые игры и др. Кураторские часы носят общую тематику «Жизненные цели, жизненные смыслы, жизненные пути».

На третьем этапе (4 семестр)  образовательная деятельность осуществляется в рамках следующих факультативных и элективных дисциплин: «Самореализация личности в конкурентном мире» и «Практикум самоанализа и самодиагностики стратегий и тактик конкурентных взаимодействий». Кураторские часы посвящаются саморефлексии и носят общее название «Познай самого себя». В качестве ведущих методов и форм обучения и воспитания применяются проблемные семинары, лекции–обсуждения, этические беседы, встречи со специалистами и тренинги рефлексии.

Информационные основы четвертого этапа (5 семестр) закладываются при изучении дисциплины «Практикум «Работа над ошибками». Кураторские часы с общей тематикой «Принимайте меня таким, какой я есть?» посвящаются обсуждению вопросов о важности умений видеть и признавать свои ошибки, о критериях необходимости коррекции своего поведения, установок, целей и ценностей и т.п. Решение задач осуществляется  посредством проведения проблемных семинаров, деловых и ролевых игр, а также  организации реального конкурентного взаимодействия студентов в рамках общественной, творческой,  научно-методической работы.

На последнем технологическом этапе (6 семестр) образовательная деятельность осуществляется в процессе освоения содержания дисциплины «Тренинг организации конкурентных взаимодействий» и посредством воспитательной деятельности на кураторских часах под общим названием «Как выплыть в море конкуренции».  В качестве ведущих педагогических средств применяются тренинги (коммуникативные тренинги,  тренинги мотивации достижений, тренинги успешности), деловые и ролевые игры. Большое внимание уделяется вовлечению обучающихся в реальные конкурентные взаимодействия, прежде всего,  в период педагогической практики. Практическая деятельность на данном этапе  занимает ведущее место среди средств воспитания культуры конкурентных взаимодействий студентов. Полностью модульная система и примерные варианты форм образовательной деятельности в рамках модульной системы представлены в таблице 1 и 2.

Эффективность проводимой нами работы по формированию культуры конкурентных взаимодействий подтверждают следующие факты: трудоустроены все выпускники, двое выпускников открыли свой спортивный клуб «Мастер», у одной выпускницы своя языковая школа для всех возрастов, у одного выпускника своё творческое объединение «Дождь», у двоих выпускников налаживается бизнес в области строительства. Учитывая специфику и ограниченность нашей территории, можно уверенно говорить, что целенаправленная работа по формированию культуры конкурентных взаимодействий позволяет нашим выпускникам быть более успешными на рынке труда не только по полученной специальности, быть успешными во взаимодействиях с потенциальными работодателями, коллегами, конкурентами.

Таблица 1

Модульная система элективных и факультативных дисциплин «Человек в конкурентном мире»

Этап I – Подготовительный

Модуль 1, сем.1

Название дисциплины

Содержание

Информационная база

1.Конкурентный мир: государство, общество, личность.

 

2.Личность в условиях конкуренции: культура поведения и общения.

Общее представление о конкуренции как атрибуте человеческой жизни, требованиях к личности, нравственных основах конкуренции, личностной и общественной культуры.

Представление о культуре общения, конкурентного взаимодействия, культуре поведения в условиях конкуренции, культуре профессиональной коммуникации

1.Основы философии

 

 

 

2.Психология общения

Модуль 2, сем.2

 

1.Экономико-правовые основы конкуренции.

 

 

 

 

2.Конкуренция: самоменеджмент и самомаркетинг.

Представление о конкуренции на рынке труда, в профессиональной деятельности; об  экономических критериях конкурентоспособности; о правовых основах конкуренции, о законодательстве в области предпринимательской деятельности, трудовом законодательстве

Представление об управленческих и маркетинговых основах конкуренции на рынке труда, в сфере услуг; об основах самопрезентации; о формах, методах и средствах конкуренции, ценовых и неценовых критериях ее успешности

1.Основы права, Информационные технологии

 

 

 

 

2.Психология, Психология общения

Этап II – Проектировочный

Модуль 3, сем.3

Название дисциплины

Содержание

Информационная база

1.Жизненное и профессиональное целеполагание в условиях конкуренции.

 

2.Практикум проектирования конкурентных взаимодействий.

 

Представление о нравственных ориентирах  и экономических интересах как основе жизненного и профессионального  целеполагания, о важности, критериях и возможностях их гармонизации

Представление о коммуникативных основах конкурентных взаимодействий, о способах и средствах коммуникации, о тактиках и стратегиях взаимодействия в условиях конкуренции

1.Психология

 

 

 

2.Психология

Этап III – Рефлексивный

Модуль 4, сем.4

Название дисциплины

Решаемые задачи

Информационная база

1.Самореализация личности в конкурентном мире.

 

 

2.Практикум самоанализа и самодиагностики стратегий и тактик конкурентных взаимодействий.

Представление о нравственных нормах, ценностных ориентирах, экономической рациональности поведения и деятельности личности в условиях конкуренции; о способах и критериях профессиональной и личностной самореализации

Представление о способах диагностики и самодиагностики конкурентного поведения, целеполагания конкуренции, средств и методов конкуренции, анализа результатов конкурентных взаимодействий

Психология общения

 

 

 

Основы делового общения

Этап IV – Коррекционный

Модуль 5, сем.5

Название дисциплины

Решаемые задачи

Информационная база

1.Практикум «Работа над ошибками».

 

Представление о способах и средствах коррекции конкурентного поведения, критериях коррекции целеполагания конкурентных взаимодействий, о перестройке стратегий и тактик конкурентных взаимодействий

Психология общения

Основы делового общения

Этап V – Поведенческий

Модуль 6, сем.6

Название дисциплины

Решаемые задачи

Информационная база

1.Тренинг организации конкурентных взаимодействий.

Представление о способах практической реализации стратегий и тактик конкурентных взаимодействий

Психолого-педагогический практикум

Основы делового общения

 

 

Таблица 2

 

Варианты форм образовательной деятельности в рамках модульной системы элективных и факультативных дисциплин «Человек в конкурентном мире»

 

Дисциплина

Форма работы

Содержание работы

Конкурентный мир: государство, общество, личность.

Проблемная лекция

 «Биологические корни социальной конкуренции»

«Культура конкуренции: рынок или базар»

Интегрированная лекция

 «Требования к конкурентоспособной личности: ценностные, экономические, маркетинговые»

«Личностная культура в мире конкуренции: самопознание, общение, взаимодействие»

Проблемный семинар

 Задачи на разрешение противоречий: между множеством целей конкурентных взаимодействий и необходимостью выбрать из них одну, наиболее соответствующую нравственным основам конкуренции; между требованиями к личности со стороны конкурентного мира и гуманистических ценностей.

Задачи на поиск информации о биологической и социальной природе конкуренции, ее культурологический анализ; на анализ и оценку совокупности требований к личности со стороны конкурентного рынка труда, профессиональной деятельности, общественной культуры.

Задачи, направленные на разрешение противоречий: между экономическими правилами, юридическими законами в области осуществления конкурентных взаимодействий и нравственной неоправданностью выбора соответствующих средств и способов деятельности.

Задачи на поиск и анализ информации об экономических, правовых, нравственных основах организации конкурентных взаимодействий.

Профессиональный бой

 «Нравственность как основа конкурентных взаимодействий: за и против»

Дискуссия

 «Конкурентоспособность и «нравственный закон внутри нас»

«Является ли конкуренция непременным атрибутом человеческого бытия»

Личность в условиях конкуренции: культура поведения и общения.

Проблемная лекция

«Культура общения: принципы, правила, приемы»

 «Общие и специфические законы профессиональной коммуникации»

Лекция–пресс-конференция

 «Культура конкурентных взаимодействий: мнение теории и практики»

Профессиональный бой

«Цели конкурентных взаимодействий: приоритет индивидуальных или коллективных интересов»

Проблемный семинар

Задачи на разрешение противоречий: между имеющимися знаниями в области культурно-нравственных основ жизни, поведения, общения и необходимостью соответствовать требованиям конкурентного мира; между имеющимися знаниями и умениями в области коммуникации и новизной условий (конкурентное взаимодействие в профессиональной среде) их применения.

Задачи, связанные: с анализом и оценкой ситуаций конкуренции, нравственного поведения в условиях конкуренции; с выбором культуросообразных коммуникативных действий в условиях конкуренции.

Экономико-правовые основы конкуренции.

Проблемная лекция

«Рынок труда и законы конкуренции: справедливость и целесообразность»

 «Конкуренция, закон, демократия»

Лекция–пресс-конференция

«Экономические критерии конкурентоспособности: общее и особенное в сферах производства и социально-культурных услуг»

Дискуссия

 «Закон и конкуренция: теория и практика, неизбежность или необходимость»

Интегрированная лекция

«О конкуренции и условиях ее эффективности: философия и психология, экономика и менеджмент»

«Конкурентоспособность: закон и нравственность»

Конкуренция: самоменеджмент и самомаркетинг.

Проблемная лекция

«Управление конкурентоспособностью личности, предприятия, общества, государства»

 «Виды и формы, средства и методы конкуренции: плюсы и минусы»

Лекция–пресс-конференция

«Самопрезентация в условиях конкуренции: позиции студента, соискателя, коллеги»

Профессиональный бой

«Ценовая и неценовая конкуренция: что выбрать»

Интегрированная лекция

«Психологические и маркетинговые средства и методы конкуренции»

Проблемный семинар

Задачи на разрешение противоречий: между многообразием маркетинговых средств организации конкурентных взаимодействий и необходимостью выбрать из них ограниченное количество в соответствии с поставленной целью; между многообразием коммуникативных средств и приемов конкурентного взаимодействия и необходимостью выбрать из них нравственно обоснованные и экономически целесообразные.

Задачи, связанные с выбором способов действий, необходимых для проектирования самопрезентации в условиях конкуренции.

Жизненное и профессиональное целеполагание в условиях конкуренции.

Проблемный семинар

Задачи на разрешение противоречий между многообразием жизненных и профессиональных планов и необходимостью соотнести их между собой.

Задачи на поиск и анализ информации о критериях эффективности конкурентного поведения.

Задачи, связанные: с выбором и проектированием системы критериев эффективности конкурентного взаимодействия; с анализом (экономическим, правовым, нравственным) системы критериев эффективности конкурентного взаимодействия.

Интегрированная лекция

«Нравственные ориентиры и экономические  интересы в жизненном и профессиональном целеполагании»

Проект

Исследовательский проект «Критерии эффективности конкуренции глазами российских и зарубежных ученых и практиков»

Литературный проект «Древо целей в аксиологических и экономических терминах»

Деловая игра

«Экономические интересы и нравственные ориентиры конкуренции: единство и борьба противоположностей?»

Практикум проектирования конкурентных взаимодействий.

Интегрированная лекция

«Выбор средств взаимодействия: теория психология и маркетинга, практика жизни»

Проблемный семинар

Задачи на разрешение противоречий между множеством экономических и нравственных критериев эффективности  конкурентного взаимодействия и необходимостью гармонизировать и систематизировать их.

Задачи, связанные с анализом жизненного и профессионального целеполагания.

Задачи на разрешение противоречий между многообразием стратегий и тактик конкуренции, вариативностью способов их реализации и необходимостью выстроить единую стратегию в соответствии с заданной  ситуацией конкурентного взаимодействия.

Задачи на выбор способов и средств организации конкурентного взаимодействия в соответствии: с целями конкуренции, с системой гуманистических ценностей.

Проект

Творческий проект «цель конкурентного взаимодействия и коммуникативная стратегия»

Деловая игра

 «Чья стратегия успешнее» (презентация разных стратегий конкурентных взаимодействий)

Игровые упражнения

«Кто успешней убедит» (использование разных тактик конкурентных взаимодействий в одной ситуации конкуренции)

«Чьи средства эффективнее» (проектирование разных систем средств конкурентного взаимодействия для достижения одной цели конкуренции)

 «Обольстить клиента» (выбор и реализация наиболее эффективных коммуникативных техник для убеждения одного и того же потребителя)

Самореализация личности в конкурентном мире.

Проблемный семинар

Задачи на разрешение противоречий: между жизненными и профессиональными целями и необходимостью их гармонизации; между сложившимися представлениями о жизненных и профессиональных целях и необходимостью их соотнесения с целями самореализации.

Задачи на; ценностный анализ целей и содержания конкурентных взаимодействий; экономический анализ рациональности поведения и деятельности в условиях конкуренции.

Тренинг

 «Общение в самопрезентации» (составление коммуникационных сообщение, работа над ошибками)

«Заявление о себе» (организация общения в разных ситуациях конкурентного взаимодействия)

Проблемная лекция

 «Проблемы самореализации личности в условиях конкуренции»

«Сферы общественной жизни, профессиональной деятельности, быта – общее и особенное в конкурентном поведении»

Интегрированная лекция

«Самопознание–самореализация–конкуренция: анализ, проектирование, рефлексия»

Практикум самоанализа и самодиагностики стратегий и тактик конкурентных взаимодействий.

Проблемный семинар

Задачи на разрешение противоречий: между множеством индивидуальных целей и ценностей, мнений и знаний и необходимостью выработать коллективную стратегию конкурентного взаимодействия; между индивидуальными ценностями и установками и необходимостью провести оценку существующих стратегий конкурентных взаимодействий с позиции единых критериев.

Задачи, связанные с анализом: результатов целеполагания конкурентного взаимодействия, стратегий конкурентного взаимодействия, ценностных основ конкурентного взаимодействия.

Тренинг

 «Цель-средство-результат» (проектирование коммуникативного акта конкурентного взаимодействия, его реализация, анализ и самоанализ)

«Обоснование целей и средств конкурентного взаимодействия»

Тренинг успешности

Проблемная лекция

«Критерии и методы диагностики конкурентоспособности личности»

«Самоанализ целей и средств конкурентных взаимодействий»

Интегрированная лекция

«Цели конкуренции, критерии успешности и способы достижения успеха»

 «Самодиагностика ценностных ориентиров и нравственных основ конкурентоспособности»

Практикум «Работа над ошибками».

Проблемный семинар

Задачи на разрешение противоречий: между сложившимися способами и стратегиями коммуникации в условиях конкуренции и необходимостью изменять их сообразно заданной ситуации конкурентного взаимодействия; между сформированными целями конкурентного взаимодействия и необходимостью изменять их в соответствии с заданной ситуации конкурентного взаимодействия.

Задачи: на анализ результатов коммуникативных актов в условиях конкурентного взаимодействия; на теоретическую коррекцию поведения и деятельности в заданной ситуации конкурентного взаимодействия.

Задачи на разрешение противоречий: между сформированной коммуникативной стратегией конкурентного взаимодействия и необходимостью импровизировать по мере разворачивания ситуации конкурентного взаимодействия; между неизменностью условий (ситуаций) конкуренции и необходимостью варьировать средства и способы конкурентного взаимодействия.

Задачи: на коррекцию информационных сообщений в процессе конкурентных взаимодействий; на анализ результатов конкурентных взаимодействий и выбор новых способов поведения и деятельности.

Ролевые и деловые игры

Ролевая игра «Вхождение в новый коллектив»

Деловая игра «Борьба за клиента» (перестройка стратегий и тактик коммуникации в процессе взаимодействия)

Ролевая игра «Договоримся о совместных целях»

Дискуссия

«Коррекция конкурентного поведения – всегда ли это необходимо?»

 «Меняем цель – меняем средства»

Профессиональный бой

«Даешь мои критерии»

Практическая деятельность

Конкурс анализа проектов, игрового поведения и пр. «Найди ошибки партнера»

Конкурс интегрированных исследовательских проектов «Конкуренция в мире: вчера, сегодня, завтра»

Конкурс интегрированных творческих проектов «Культура в мире конкуренции: костыли или опора?»

Тренинг организации конкурентных взаимодействий.

Тренинг

«Начнем взаимодействовать» (самопрезентация в разных ситуациях конкуренции с целью организовать сотрудническое или соперническое взаимодействие)

Тренинг мотивации достижений

Тренинг успешности

Проект

Игровой или литературный проект «Обращение к властям» (проект открытия частного детского сада)

Проект (любого типа по выбору) «Моя жизнь в мире конкуренции»

Ролевые и деловые игры

Ролевая игра «Собеседование в вузе»

Ролевая игра «Самопрезентация при трудоустройстве»

Деловая игра «Откроем свое дело»

Деловая игра «Поговори с клиентом»

Деловая игра «Станции конкуренции»

Практическая деятельность

Осуществление поиска работы, участие в конкурсных отборах на рабочее место, посещение собеседований

Участие в конкурсе на лучшего студента текущего выпуска, на лучшую академическую группу

Собеседование в ВУЗе (поступление на базе СПО)

 

Публикации по теме:

1. Лебедева И.В. Подготовка обучающихся к взаимодействию в условиях конкуренции как научно-практическая проблема педагогики // Наука. Образование. Молодежь: материалы 11 регион. науч. конф. молодых ученых АГУ. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2014.

2. Лебедева И.В. Когнитивный компонент культуры конкурентных взаимодействий и основы его формирования у обучающихся колледжа  // Наука. Образование. Молодежь: материалы 11 регион. науч. конф. молодых ученых АГУ. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2014.

3. Лебедева И.В. Конкурентные взаимодействия как форма взаимоотношений современных специалистов (на примере педагогов дошкольного образования) // Ab ovo. – Майкоп: изд-во АГУ. –  2014.

4. Лебедева И.В., Хазова С.А., Сельмидис Л.Ф. Идентификация себя как субъекта конкурентных взаимодействий как детерминант формирования культуры конкурентных взаимодействий специалиста // Личностная идентичность: вызовы современности: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2014.

Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину