Карева Елена Ивановна, учитель русского языка и литературы, ГУ "Озерная средняя школа", Казахстан, Костанайская область, Костанайский район, с. Озерное
Урок Правописание непроизносимых согласных Карева Е.И.docx (1 066 КБ)
Презентация к уроку Правописание непроизносимых согласных.pptx (394 КБ)
Критерии оценивания.docx (12 КБ)
Раздаточный материал.docx (22 КБ)
Тексты.docx (32 КБ)
Дата :
Тема: Правописание непроизносимых согласных
Триединая дидактическая цель
Образовательная: обобщить полученные знания о непроизносимых согласных в корне слова и способах проверки данной орфограммы
Развивающая: развивать связную речь учащихся, умения отвечать на вопросы, обобщать и делать выводы; развивать орфографическую зоркость, внимание, память, логическое мышление
Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к своей Родине, чувство патриотизма и гордости в рамках реализации программы «Мәңгілік Ел»
Тип урока: урок новых знаний
Оборудование: интерактивная доска, карточки с заданиями, эпиграф к уроку, слова с ассоциациями к слову Родина, презентация, фрагменты видео.
Ход урока
1. Организационный момент
Создание коллобаративной среды "Приветствие"
- Здравствуйте дети и дорогие наши гости. Давайте поприветствуем друг друга древним казахским обычаем «Шашу» ( только девочки осыпают гостей конфетами)
Свою работу в течение урока вы будете оценивать сами. Перед вами оценочный лист с расписанными критериями по 5 бальной системе.
-Запишите сегодняшнее число, классная работа)
- Дети, я предлагаю вам внимательно прослушать музыкальный фрагмент передачи «Радионяня» и определить тему нашего сегодняшнего урока.
Тема нашего урока, правописание непроизносимых согласных. (правильно )
-Давайте вместе сформулируем цели и задачи нашего урока. (5 мин)
2. Объяснение нового материала. Работа над произношением слов
Каждой группе я раздала листок, на котором написаны слова.
- Дети, произнесите эти слов. Послушайте и обратите внимание , как они произносятся.
СЛАЙД № 2
1 группа: сердце -[с’эрцэ], радостный [р адасный'] ,
2 группа: грустный - [ г р у с н ы й' ] , звездный - [зв’озный]
3 группа: местный - [м'`эсный'], солнце - [с`онцэ]
- Что общего в этих словах? ( в каждом слове есть буква, которая не произносится)
- Иногда согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. Какие согласные звуки мы не произносим в этих словах? (д, т, в)
- как проверить непроизносимый согласный звук? (нужно подобрать проверочное (родственное) слово)
- подберите к данным словам, проверочные слова. (сердце –сердечный, радостный –радость, грустный – грусть, звездный – звезды, местный – место, солнце –солнечный)
СЛАЙД №3
В русском языке есть такие слова, которые проверить нельзя.
ЗАПОМНИТЕ: чувство, лестница.
По опорной схеме сформулируйте правило по теме урока
3. Закрепление нового материала
1 задание. Распределительный диктант. Вам даны слова, распределите их в 2 столбика
1) Слова с непроизносимой буквой –т- ;
2) Слова с непроизносимой буквой -д-.
Праз..ник, вес..ник, чес..ный, звез..ный, ярос..ный, мес..ный, поз..ний, извес..ный,
Сер..це, грус..ный, наез..ник, гиган..ский, капус..ный.
СЛАЙД № 4 Давайте проверим верно ли вы распределили слова.
(оцените себя, выставьте оценку в оценочный лист)
4. Введение в дополнительную воспитательную тему
Внимательно послушайте выразительное чтение наизусть стихотворение «Родина»
О, Казахстан! О, Родина моя!
Смотрю на степи и не вижу им конца,
Любуюсь я красотами природы
И нет на Родине моей плохой погоды.
О, Казахстан, как ты велик!
Люблю тебя за твой могучий лик:
За степи, горы, реки и моря,
За то, что ты – Родина моя
- О чем говорится в этом стихотворении?
СЛАЙД № 5
1. Толковый словарь Ожегова.
Родина- отечество, родная страна
2. Толковый словарь русского языка Ефремова
Родина - Страна, в которой кто-либо родился и гражданином которой является.
3. Энциклопедический словарь
Родина - место, страна, где человек родился
- С чем ассоциируется у вас слово Родина? (страна, отечество, патриотизм, дом, государственные символы, семья, язык, образование, президент, земля, степи, непобедимая др. )
- Сегодня во время урока мы совершим виртуальное путешествие по нашей республике Казахстан. (Показ видеоролика о Казахстане)
- Какие чувства возникли при просмотре этого видеоролика? Какие картины поразили вас больше всего при просмотре фильма о нашей Родине?
Ø Красивые казахские степи, высокие горы
Ø Чистые и прозрачные реки и озера
Ø Старинные архитектурные здания
Ø Красота животного и растительного мира
Ø Национальная одежда и музыка
Ø Обычаи и традиции казахского народа
СЛАЙД № 6
ВЫВОД можно процитировать словами К.Д.Ушинского «Одна у человека мать, одна у него и Родина»
2 задание . «Работа в группах» Прочитать внимательно текст, выпишите слова с непроизносимыми согласными. Подберите к словам с непроизносимыми согласными проверочные слова.
СЛАЙД № 7
1 группа
Родное местечко
Мы живем в красивой местности. Здесь зеленые рощи, широкие степи и чудесные озера. Редкостной красотой пользуется озеро Зайсан. Берег у озера зарос желто-зеленым тростником. На воде качаются прелестные кувшинки. Весь день можно ловить рыбу, а поздним вечером счастливым идти домой. У всех радостное настроение, ведь эта земля – моя Родина.
СЛАЙД № 8
Местность – местечко
Редкостной - редкости
Тростником – тросточка
Прелестные –прелести
Поздний – запоздалый
Счастливое – счастье
Радостное -радости
СЛАЙД № 9
2 группа
Казахстан
Под голубым звездным небом раскинулась необъятная республика Казахстан. Жизнерадостный многонациональный народ проживает в этой стране. Полновластные, непобедимые , бескорыстные люди –все под одним единым шаныраком. Огромные зеленые пастбища дают корм животным. Прелестная природа одухотворяет и вдохновляет писателей для создания произведений о нашей Республике.
СЛАЙД № 10
Звездным – звезды
Жизнерадостный – радости
Полновластные – власть
Бескорыстные – корысть
Прелестная – прелесть
СЛАЙД № 11
3 группа Наша Родина
Мы любим искренне бесхитростно свою Родину. Мы любим голубые реки и озера, громоздкие скалистые горы. Мы любим её доблестные города, прекрасные счастливые деревни. Наша Родина – это гигантская большая семья благородного народа, который верит в светлое и жизнерадостное будущее своей страны.
СЛАЙД № 12
Бесхитростно –хитрости
Громоздкие – громоздок, громоздиться
Доблестные – доблесть
Счастливые – счастье
Гигантская – гиганты
Жизнерадостное -радость
(оцените себя, выставьте оценку в оценочный лист)
Физминутка (Девочки проводят под музыку)
- Дети, какой государственный праздник приближается? (День Независимости Республики Казахстан)
- Что вы знаете об этом празднике? (это главный национальный праздник Республики Казахстан. Эта дата отмечается в Казахстане ежегодно 16 декабря, как день восстановления независимости казахстанцев)
(Показ видеоролика о государственных праздниках)
3.Творческое задание . У каждой группы на карточках дан текст. Замените выделенные слова подходящими по смыслу синонимами с непроизносимыми согласными.
СЛАЙД № 13
1 группа
День Независимости Республики Казахстан.
16 декабря независимый народ Казахстана отметит самый главный праздник страны. Это праздник символ свободы, процветания и благоденствия. Правдивый дальновидный Президент нашего государства сумел показать всему миру, что наша страна сильная и свободная. Народ Казахстана искренне радуется тому, что наша республика обрела суверенитет и независимость.
Слова помощники: Неподвластный, счастье, честный, бескорыстно.
СЛАЙД №14
2 группа
Праздник Наурыз
Впереди веселый праздник Наурыз. Люди оденутся в национальные красивые одежды. На площадях ликующий народ будет приветствовать друг друга. Это торжество символ мира, света, весны.
Слова помощники: радостный, чудесные, счастливый, праздник.
СЛАЙД № 15
3 группа
День единства народов Казахстана
Привет, утреннее первомайское солнышко! Единый народ страны празднует День единства народов Казахстана. По всем городам и селам пройдет красочный парад. Веселый счастливый народ Казахстана под единым шаныраком радуется мирному небу над нашей землей.
Слова помощники: здравствуй, целостный, шествие, жизнерадостный.
(оцените себя, выставьте оценку в оценочный лист)
4. Тест «Непроизносимые согласные»
1. Укажи слово с непроизносимой согласной Т:
а) опас...ность
б) мес...ный
в) чудес...ный
2. В каком слове нет непроизносимого согласного?
а) со...нце
б) ненас...ный
в) интерес...ный
3. в каком слове есть непроизносимый согласный В?
а) уча...ствовать
б) чу...ство
в) путеше...ствовать
4. Укажите слово с непроизносимой согласной Т:
а) окрес...ность
б) небес...ный
в) ужас...ный
5. В каком слове нет непроизносимого согласного Т?
а) чес...ный
б) радос...ный
в) вкус...ный
СЛАЙД № 16 Ответы: 1 б 2 в 3 б 4 а 5 в
5. Итог урока
- С какой темой сегодня на уроке мы познакомились?
- Как проверить непроизносимый согласный?
6. Оценивание (Спикер каждой команды называет оценки своей группы с комментированием)
СЛАЙД № 17
7.
9. Рефлексия
- Какие эмоции вызвал урок?
- Если на уроке испытывали трудности, то поднимите картинку
- Сегодня в преддверии главного национального государственного праздника, давайте все вместе напишем пожелания нашей молодой процветающей Республике. (учащимся раздаются шаблоны детских ладошек, на которых они напишут пожелания) Вместе выстраивают Байтерек из ладошек.
- На этом наш урок закончен. Спасибо. До свидания!