НАВИГАЦИЯ
ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

Байсеитова Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы, КГУ "Средняя школа №8" акимата г. Усть-Каменогорска, Восточно-Казахстанская область, Казахстан

 

Формативное оценивание на уроках русского языка и литературы

Формативное оценивание на уроках русского языка и литературы

 

«В педагогическом мастерстве учителей 
сердцевину образует их способность точно 
оценивать прогресс учеников» 
М.Барбер 

 

Как объективно оценить ученика: не завысить отметку «любимчику»  или не занизить балл молчаливому, скромному ребенку, как не вызывать негодование и недоумение родителей по поводу  оценок, которые получают их дети?

Еще несколько лет назад  этот вопрос  для учителей стоял очень остро, ведь объективно оценивать знания, не имея для этого никаких инструментов, кроме  трехбалльной системы, не представляется возможным. Такое оценивание  является одной из главных причин  отсутствия мотивации у обучающихся и, как следствие,  низкой успеваемости.

На  помощь участникам образовательного процесса пришла новая система – система критериального оценивания. Критериальное оценивание делится на два вида – суммативное и формативное. Если суммативное оценивание призвано определить уровень сформированности знаний и учебных навыков  при завершении учебного блока, то формативное оценивание  является текущим и помогает определить учащимся правильно ли они  выполняют задания в период изучения материала , учителей информирует о прогрессе учащихся для коррекции процесса преподавания.

Поэтому в процессе обучения и преподавания, кроме суммативного оценивания обучения, важно применять формативное оценивание, которое можно еще назвать оцениванием для улучшения обучения.

Формативное  оценивание – это непрерывный целенаправленный процесс   наблюдения   за   учением  обучающегося.

 Формативное оценивание отличается от существующих методов оценки  тем, что  дает возможность преподавателю работать с  учеником на индивидуальном уровне, диагностировать уровень владения материала учащимися  и помогает правильно  организовать учебный процесс. 

 Формативное   оценивание   является   «неформальным»  оцениванием. Оно основывается на оценивании в соответствии с выработанными  учителем  критериями и предполагает обратную связь.

То есть под оцениванием  понимается не только тот механизм, который используется при выставлении отметок, а и механизм организации диагностико-развивающей деятельности  полноправных участников образовательного  процесса. Исключительность использования техники формативного оценивания заключается в том, что учитель и ученики могут влиять на уровень образования на  ранних этапах обучения. Составляющими звеньями  формативного оценивания являются: 

 •Диагностирование  обучения с учетом результатов оценивания. 

• Влияние оценивания на мотивацию  учащихся. 

• Участие учащихся в процессе  учения. 

•Умение учащихся оценивать знания. 

• Наличие обратной связи с учащимися

При использовании формативного оценивания учащиеся видят ясно свои пробелы, сами понимают, как улучшить имеющийся  результат.

Для эффективной работы по данной задаче я решила применить  методы исследования:

•анкетирование

• сбор и обработка работ учащихся

• беседа

• наблюдение за деятельностью учащихся

На уроках русского языка и русской литературы я  работала с  новыми  методами оценивания учащихся, наблюдала за их эффективностью.

Уделяю внимание таким формам оценивания, как самооценивание и взаимооценивание. Использую на уроках русского языка и русской литературы  листы оценивания для анализа результатов собственного учения и учения одноклассника. Проводила и обрабатывала работы учащихся-мини-тесты, сочинения, анкеты, составляла карты результативности с критериями, по которым нужно оценить работу, выяснить причину  ошибок и поставить  задачи для их исправления .

На моих уроках учащимся особенно нравятся такие стратегии оценивания как «Синквейн»,«Две звезды и одно желание», мини-тесты, выборочные  эссе  и другие. Применение данных технологий способствует  развитию критического мышления  и сознательного отношения к учебе. «Синквейн»  позволяет учащимся на основе анализа сделать выводы о различиях и сходствах языкового явления, развивает и творческое мышление . Работая над синквейнами, я предлагаю учащимся в качестве фразы приводить  афоризмы, крылатые выражения, цитаты, раскрывающие тему.  Открыла с учащимися и другие стихотворные   формулы, которые способствуют  развитию самоутверждения и мотивации. Например, стихотворная формула «Я знаю» из 6 строк, она учит ставить цели  критически оценивать себя. Стратегия в стихотворном жанре «Я не знаю» показывает слабые стороны ученика, помогает  учителю планировать  действия по улучшению качества обучения. 

Стратегия «Две звезды и одно желание» дает возможность  воспитывать  критическое оценивание ответов  и уважительное отношение к  выступающим. Учащиеся  учатся слушать, анализировать,  оценивать ответы.

Оценить  знания по  определенному материалу можно с помощью  формативного мини-теста из 7-10 вопросов.  По итогам разбираются вопросы,  вызвавшие  затруднения.

При проведении выборочного  теста использую работу с карточками разного цвета, размера или формы. Их поднимают учащиеся при определении количества служебных частей речи в предложении, при обозначении части речи выделенного в предложении слова, при постановке определенного знака препинания в предложении и т.п. Варианты ответов учащиеся обязательно объясняют . Данная работа позволяет учителю определить уровень  понимания учащимися изученной темы, позволяет  исправить допущенные  ошибки.  При работе с карточками разного цвета можно быстро получить картину уровня понимания нового материала. Например, если ученик поднимает карточку зеленого цвета, он понял все. Карточка желтого цвета говорит о частичном понимании материала, карточка красного цвета - об отсутствии понимания.

Учитель имеет возможность своевременно принять решение о повторном изучении материала, закреплении его или продолжении обучения.   Карточки разного размера использую после прохождения раздела, темы, произведения. Карточка прямоугольной формы дает задание перечислить основные идеи пройденного материала (раздела, темы, произведения). Карточка треугольной формы дает задание перечислить недопонятые вопросы. Карточка  овальной формы дает задание сформулировать непонятные моменты. Эссе-опрос служит для выяснения  уровня понимания темы. Учащиеся за 3-5 минут дают ответы на вопросы:

Что является главным и по данной теме?

Что осталось непонятным по данной теме? Формативное  оценивание, правильно отобранные стратегии на стадии рефлексии способствуют успешному развитию самомотивации учащихся. Это путь к повышению качества образования. Учащиеся  видят и ценят свою роль в процессе обучения, видят свои плюсы и минусы.

Их оценивание даёт мне возможность качественно организовывать весь учебный процесс.  Положительный момент и в  проявление интереса к учёбе своего ребёнка родителей. Они имеют возможность отследить результаты обучения  по  их работам, к которым я даю конструктивный комментарий с указанием, что надо сделать, повторить, чтобы сделать обучение более успешным и достичь цели.

В процессе работы я увидела и  факторы, снижающие  мотивацию учащихся:

- Недоброжелательность в общении

- Отсутствие результатов

- Отсутствие  поощрений

- Пренебрежение одноклассников

К положительным сторонам данной работы я  отношу снижение тревожности,  возможность самооценки, самоанализа и контроля.

Новые  формы  оценивания подняли активность  работы учащихся на уроке. Они стали свободнее выражать свои мысли , смелее предлагать свои идеи,  критически мыслить и оценивать свои работы и работы одноклассников.

У  учащихся появился интерес к учебе, констатировала  появление  ответственности. Большой положительный момент - вырабатываются навыки самостоятельной работы, работы в группе. Не  менее важный аспект - воспитываются чувства  коллективизма, взаимопомощи.

Таким образом, формативное оценивание на уроках действительно является мощным инструментом в качественном обучении учащихся, повышении их мотивации и саморегуляции. Совместная постановка целей урока, разработка критериев, дискрипторов, применение различных техник и стратегий формативного оценивания, обратная связь и правильно организованная рефлексия способствуют повышению качества образования за счет осознания учащимися своей значимости в образовательном процессе. Ученик успешен тогда, когда он не один, когда педагог рядом, и он поможет ему справиться с проблемами, обеспечивая ему успех. 

Мне предстоит еще много работать при освоении новых техник формативного оценивания. Я приложу к этому все свои знания и педагогический опыт. 

Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину