Карева Елена Ивановна, учитель русского языка и литературы, ГУ "Озерная средняя школа", Казахстан, Костанайская область, Костанайский район, с. Озерное
Тема: «Способы подчинительной связи слов в словосочетании»
Тип урока: урок обобщения.
Цели урока:
Образовательные: систематизация знаний о способах связи слов в словосочетании, формирование умений определять способы связи слов в словосочетании.
Развивающие: способствовать развитию умений работать с предложением, текстом; продолжать развивать устную и письменную речь ребёнка, добиваясь полных развёрнутых ответов; развитие навыков парной и групповой работы; развитие навыков и способностей критического мышления (развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать вывод на основе собственных наблюдений при выполнении заданий на уроке).
Воспитательная: способствовать воспитанию чувства патриотизма, любви к Родине, гордости за историческое прошлое, настоящее и светлое будущее народа Казахстана в контексте реализации национальной идеи «Мәңгілік Ел»
Формы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: индивидуальная работа, работа в паре, коллективная работа, самостоятельная работа.
Приемы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: повторение пройденного, объяснение учителя, выполнение самостоятельной работы, решение проблемной ситуации, прием целеполагания, алгоритмизация, оценивание, рефлексия.
Оборудование: презентация PowerPoint, индивидуальный раздаточный материал, видеоролик о достопримечательностях Казахстана, тексты о достопримечательностях Казахстана, листы самооценки, материал для психологического настроя и рефлексии.
Ход урока
1.Организационный этап. Психологический настрой.
Здравствуйте, ребята!. Садитесь. ( класс разделен на 4 группы)
Дерево достижений
Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета.
Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.
Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.
Те, кто выбрал
Красный, — желают общаться.
Желтый — проявят активность.
Синий —будут настойчивы.
Желаю вам хорошей работы на уроке.
2. Прием целеполагания. Сообщение темы, цели.
Ребята, давайте запишем в тетрадь число и тему сегодняшнего урока «Способы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.»
Ребята, какие цели мы должны достигнуть на уроке? Чему должны научиться? (обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетаниях (управление, согласование, примыкание), о строении словосочетаний, типах словосочетания (именное, глагольное, наречное), знать, какие сочетания слов не являются словосочетанием)
Итак, цель нашей работы – систематизировать знания о связи слов в словосочетании, научиться безошибочно определять типы связи. Достичь цели предлагаю через внимательную, вдумчивую работу с текстом и языковым материалом.
При этом договоримся, что сегодня каждый может высказывать свое предположение, но никто не должен его опровергать без аргументов.
Чтобы успешно усвоить материал этого урока, необходимо знать, что такое словосочетание; три типа подчинительной связи (согласование, управление, примыкание), иметь представление о том, какие сочетания слов не являются словосочетанием.
3. Повторение пройденного материала.
1. Мозговой штурм. Работа по вопросам:
1. Что изучает синтаксис? (Синтаксис – раздел науки о язык, изучающий словосочетание предложение.)
2. Дайте определение термину словосочетание? (Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.)
3. Расскажите о строении словосочетания? (Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.)
4.Сколько в языке выделяют типов словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова ? (В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.
5.Назовите виды связи в словосочетании? (Связь в словосочетании – подчинительная, различают три вида подчинительной связи в словосочетании: управление, согласование, примыкание)
2. Нахождение закономерности в построении словосочетаний (работа у доски, по 1 человеку от каждой группы).
Итак, обобщим имеющиеся знания. Внимательно послушайте стихотворение о Казахстане Станислава Тальнова (Чтение стихотворения учителем на фоне музыки.)
Задание. Укажите главное и зависимое слова в выделенных словосочетаниях. Определите тип словосочетаний. (именное, глагольное, наречное)
Он так красив, просторами чаруя,
Наш Казахстан, навеки мы с тобой!
Где вольно кочевал народ, живу я.
Летает в небесах орел степной.
Могучих гор красивых обаянье,
Степей бескрайних, бархатный ковер!
Озер и рек, морей очарованье,
Так привлекателен чарующий простор!
Как хороши в цветенье твои степи,
Бегут барашки в небе облака!
А солнце в синеве чудесно слепит,
И согревает стадо пастуха!
Расти, и процветай страна родная!
С тобою вместе мы пойдем вперед.
Благодарим тебя и прославляем,
Твои мы дети - независимый народ!
3. Индивидуальная работа.
1. Выпишите из стихотворения сочетания слов, которые не являются словосочетаниями. (Кочевал народ, мы пойдем, как хороши, согревает стадо и.т.д.) Самопроверка, выставление оценок.
2. Составление алгоритма определения способа подчинительной связи слов в словосочетании. ( заполните таблицу).
Согласование
|
Управление |
Примыкание |
Вопрос:
Примеры: |
Вопрос:
Примеры: |
Вопрос:
Примеры: |
Например:
Согласование
|
Управление |
Примыкание |
Вопрос: какой?
Примеры: гордый народ, большая степь, высокие горы. |
Вопрос: вопросы косвенных падежей
Примеры: писать другу, лететь на самолете, приехать в столицу. |
Вопрос: Как? Когда
Примеры: очень хорошо, много думать, идти пешком. |
Взаимопроверка. Выставление оценок.
4. Закрепление знаний на практике. Работа в группах.
А теперь закрепим наши знания и совершим путешествие по достопримечательным местам нашей родины. (просмотр видеоролика о достопримечательностях Казахстана)
Что мы с вами увидели? Ответы учащихся: высокие красивые здания, голубые озера, зеленые леса и.т.д. Какие чувства вызывает у вас все увиденное? (гордость, патриотизм)
Задание по группам. У каждой группы свой текст, в котором рассказывается о той или иной достопримечательности Казахстана. Проанализируйте текст, выпишите из текста все возможные словосочетания и определите способ связи.
Текст №1
Астана-Байтерек необычное сооружение, не имеющее аналогов в мире. По форме оно сильно напоминает золотое солнце в кроне дерева. По преданиям по стыку миров течёт Мировая река. На её берегу растёт Дерево жизни - Байтерек. Его корни глубоко уходят в землю, а крона крепко подпирает небо. Автором этого шедевра современной архитектуры является Норман Фостер, а идея его создания принадлежит президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву. (В данном тексте рассказывается о байтереке. Ключевые предложения - Байтерек – Дерево жизни, необычное сооружение. Автором этого шедевра является Норман Фостер, а идея его создания принадлежит президенту Казахстана Назарбаеву.)
Текст №2
Медео - замечательный спортивный комплекс, который славится своими масштабами и прекрасными видами. Медео находится высоко в горах на высоте 1691 метр над уровнем моря. Медео торжественно принимает множество соревнований по хоккею, конькобежному спорту и фигурному катанию. Высокогорный каток Медео легко поражает воображение своих посетителей своей величественностью и красотой. (В тексте описывается спортивный комплекс Медео. Ключевые предложения-Медео находится в горах, принимает множество различных соревнований, отличается величественностью и красотой)
Текст №3
В Павлодарской области расположен знаменитый Национальный парк Баяноул. Он раскинулся всего в 100 км от крупного промышленного центра - Экибастуз. Баяноул включает в себя все четыре растительных зоны характерных для Казахстана - лесную, лесостепную, степную и луговую. Интересно наблюдать, как над Национальным парком медленно поднимается солнце. Потом оно, сверкая, горячо пригревает водную гладь озер. Зелёный мир парка насчитывает до 460 видов растений. (В тексте говорится о Национальном парке Баянаул. Ключевые предложения - он находится всего в 100 км от Экибастуза. Включает в себя четыре растительных зоны и насчитывает 460 видов растений.)
Текст №4
На территории Костанайской области в Тургайской ложбине находится уникальный Наурзумский заповедник. Климат здесь, в основном, континентальный с большими перепадами температур в летний и зимний периоды. Самые грациозные звери заповедника - косули. Косули спокойно передвигаются по заповеднику и ловко, подпрыгивая, убегают почувствовав опасность. Больно даже подумать о том, что численность этих животных с каждым годом сокращается. Более 200 ценных зверьков, ныне исчезающих, находятся под надежной охраной. (в тексте рассказывается о Наурзумском заповеднике. Ключевые предложения - находится в Тургайской ложбине, самые грациозные звери-косули, исчезающие виды животных находятся под надежной охраной)
(отвечает каждая группа, после ответов выставляются оценки в оценочный лист)
5. Ребята, мы с вами хорошо поработали, теперь давайте отдохнем. (Физминутка)
6. Проблемная ситуация: можем ли мы, изменяя строение словосочетаний, получить другой способ связи?
Попробуйте сделать это с предложенными словосочетаниями. (Индивидуальная работа в группах)
Соломенная шляпа (шляпа из соломы), след зверя (звериный след), цветочный магазин (магазин цветов), тишина ночи (ночная тишина), с усердием работать (работать усердно), искренне убежден (искреннее убеждение), служит верно (верная служба), галстук из шелка (шелковый галстук), кофе по-турецки (турецкий кофе, кофе из Турции).
Самопроверка, выставление оценок в оценочный лист.
7. Тестовая работа.
Тест
1. Постройка дома
а) согласование
б) управление
в) примыкание
2. скатился с горы
а) согласование
б) управление
в) примыкание
3. весь народ
а) согласован
б) управление
в) примыкание
4. очень красивый
а) согласование
б) управление
в) примыкание
5. мастер на выдумки
а) согласование
б) управление
в) примыкание
6. учиться читать
а) согласование
б) управление
в) примыкание
7. пять домов
а) согласование
б) управление
в) примыкание
8. склонный к грусти
а) согласование
б) управление
в) примыкание
9. говорить громче
а) согласование
б) управление
в) примыкание
10. стать врачом
а) согласование
б) управление
в) примыкание.
Взаимопроверка /самопроверка работ. Выставление оценок в оценочный лист.
8. Подведение итогов. Оценивание. Комментирование оценок.
Давайте подведем итоги урока. Достигнуты ли цели, поставленные в начале урока? Что вы узнали нового? Чему научились? В чем испытывали затруднения?
9. Комментирование оценок. (капитаны каждой группы делают вывод о проделанной работе)
10. Дом задание.
На выбор:
1) Выписать из любимого литературного произведения словосочетания с разными способами подчинительной связи (всего не менее 15).
2) Написать сочинение - миниатюру «Мой Казахстан», указать словосочетания с разными способами подчинительной связи.
11. Рефлексия.
У вас на столе лежат улыбки, оцените свое настроение.
Если вам было интересно и комфортно, приложите улыбку уголками вверх, если же вам было неинтересно и испытывали дискомфорт, то приложите улыбку уголками вниз. Спасибо!
И в конце нашего урока, мне бы хотелось обратить ваше внимание на бумажные ладошки, которые лежат перед вами на партах. Из этих ладошек мы с вами построим Байтерк – символ Астаны, символ Казахстана. Пожалуйста напишите поздравление, пожелание к 25-летию Независимости Республики Казахстан. Ведь вы - будущее нашего государства, именно вам предстоит развивать и отстаивать интересы нашего государства в будущем. Ребята читают свои пожелания и прикрепляют ладошки на доску.
Спасибо за урок! До свидания!