Рудакова Галина Ивановна, педагог дополнительного образования, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 2" г. Тарко-Сале, ЯНАО
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Солдатская песня»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы. Музыкальные занятия хором занимают одно из ключевых мест в системе эстетического воспитания в кадетском классе. Замечательный педагог современности В.Сухомлинский писал: «Душа ребенка – душа чуткого музыканта». Он подчеркивал, что музыка может формировать у детей способность чувствовать сердцем движения души другого человека, любить, сострадать, творить добро, открывать прекрасное. Таким образом, алгоритм музыкального воспитания, по мнению В.Сухомлинского, можно выразить фразой: «Через красивое – к человечному».
Очевидно, что эта мысль по-особому значимо воспринимается сейчас, когда в выступлениях педагогов, родителей, ученых, деятелей культуры и искусства звучат тревожные нотки озабоченности за судьбы подрастающего поколения. Бездуховность угрожающе «оплетает» души детей со всех сторон: в обществе с изменившимся в худшую сторону нравственным климатом; в средствах массовой информации. Думается, что наступило время конкретных действий всех тех, кто может и должен влиять на судьбы детей.
Вокально-хоровое пение, являясь важным компонентом морального становления личности кадетов, обладает мощным потенциалом в области формирования у них гражданско-патриотических чувств. Содержание, заключенное в русских народных и композиторских песнях, имеющих патриотическую направленность, убеждает сильнее, чем полученная другим путем информация, так как в его основе лежат эмоции и чувства, внутренние переживания их создателя, отражающие его отношение к окружающей действительности. Песни затрагивают внутренний душевный мир человека, вызывают сильный эмоциональный отклик, переживания, сочувствие, понимание. Включение в вокальный репертуар, осваиваемый кадетами на занятиях хором, подобных вокальных произведений обеспечивает возможность этнической самоидентификации с народной национальной культурой, национальными традициями.
В процессе изучения учащимися русского героико-патриотического репертуара реализуются следующие функции музыкального искусства: воспитательная (когда воздействие на учеников происходит через поступки героев); эстетическая (происходит формирование у учащихся эстетического идеала — триединство героя — человека — патриота); этическая функция (нравственный выбор героев песен в принятии судьбоносного для них и для Родины решения); познавательная функция (учащиеся получают знания об истории нашей страны, о жизни и быте русского народа в различные исторические эпохи); коммуникативная функция (реализуется на нескольких уровнях: произведение — слушатель, композитор — слушатель, герои произведения — слушатель, исполнители произведения — слушатель, исполнители произведения — слушатель, человек — слушатель, общественное сознание — слушатель), отражения действительности (сюжеты многих композиторских песен, имеющих патриотическую направленность, отражают конкретные факты российской истории); гедонистическая (песни, обладая красивейшей мелодией, особой душевностью, не могут не вызвать чувства наслаждения в процессе их исполнения).
В рамках патриотического воспитания, добровольной подготовки к военной службе воспитанников, программой предусмотрено изучение строевых песен и музыки в воинских ритуалах. Значение эмоционального воздействия музыки и строевых песен в воинских ритуалах очень велико. Широко известны слова А. В. Суворова «солдат без песни, что без оружия». Генералиссимус использовал игру оркестра и бой барабанов для поднятия боевого духа войск.
Музыка выполняет в военных ритуалах воспитательную, организующую и дисциплинирующую роль, эмоционально воздействуя на духовный мир воинов, синхронизируя и ритмизируя их движения, помогая вырабатывать точные, четкие и согласованные действия. Так, гимн Российской Федерации, являясь одним из элементов государственной музыкальной символики, сплачивает и вдохновляет всю нацию, и является мощным средством патриотического воспитания детей и юношества.
Музыка включалась в воинские ритуалы с момента их возникновения. Из всех элементов образной формы ритуалов музыка является наиболее устойчивым. Наполняются новым содержанием старые ритуалы, изменяются порядок и формы их проведения, но музыкальная основа сохраняется в течение веков.
Военные ритуалы, где музыкальное сопровождение играет огромную роль, реализует, среди прочих, эмоционально-чувственную и эстетическую функции, вызывают эффект сопереживания и подражания, когда патриотические идеи и взгляды, переходя во внутренний мир личности, становятся жизненной позицией современных кадетов.
Цель и задачи курса
Цель программы – через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к хоровому пению и исполнительские вокальные навыки, приобщить их к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.
Задачи программы:
образовательные:
воспитательные:
развивающие:
эмоционально-художественные:
Программа определяет 2 направления обучения детей: знакомство с песенным наследием нашей страны гражданского звучания от глубокой старины до наших дней и вокально-хоровая работа. Основное содержание программы позволяет формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности - это обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. На каждом занятии учащиеся получают теоретические и практические знания. Теория - это сведения из музыкальной литературы, знакомство с композиторами-песенниками, а также слушанье вокально-песенных произведений. Практическая часть занятий включает в себя постановку голоса, разучивание и исполнение песен репертуара. Организация учебного процесса в рамках каждой темы отличается содержанием при постепенном усложнении процесса обучения. Педагог свободно управляет учебным процессом и может заменить одно произведение другим. Поэтому программа разнообразна и интересна в применении.
Педагогическая целесообразность курса в том, что учащимся для ознакомления представлен целый пласт отечественных песен гражданского звучания, и именно на этом материале происходит формирование умений певческой деятельности.
Все это помогает кадетам постичь великий смысл вокального-хорового искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.
Прогнозируемый результат
№ |
Тема курса |
Количество часов |
Дата |
1. |
Старинные солдатские песни. |
2 |
02.09-30.09.2015 |
2. |
Военные марши царской армии. |
4 |
01.10-11.11.2015 |
3. |
Революционные песни-марши. Довоенные песни и марши. |
4 |
12.11-09.12.2015 |
4. |
Песни периода Великой Отечественной войны. |
5 |
10.12-30.12.2015 |
5. |
Советские песни и марши второй половины ХХ в. |
10 |
13.01-02.03.2016 |
6. |
Гражданственность авторского (бардовского) песенного творчества. |
5 |
03.03-23.03.2016 |
7. |
Современные эстрадные песни гражданственно-патриотического звучания. |
5 |
17.03-23.03.2016 |
8. |
Вокально-хоровая работа. |
35 |
14.04-18.05.2016 |
|
ИТОГО: |
70 |
|
Содержание занятий
Тема 1. Старинные солдатские песни
25-летняя служба солдат в царской армии. «Солдатушки, браво, ребятушки», «Эй, донцы-молодцы!», «Взвейтесь, соколы, орлами»
Тема 2. Военные марши царской армии
Три основные вида маршей – походные, церемониальные, траурные. Возникновение военных оркестров. Основа военного оркестра – медные инструменты. В. И. Агапкин – «Прощание славянки», Ф. Шопен – «Траурный марш», «Вы жертвой пали» - революционный похоронный марш. Марши царской армии: Лейб-гвардии Преображенского полка, Лейб-гвардии Семёновского полка, Павловского училища. Песни царских полков: 10-го Уланского, 5-го Гусарского, 12-го Драгунского. Песнь 12-й Кавалерийской дивизии.
Тема 3. Революционные песни-марши. Спортивные песни-марши 30-40-х годов ХХ в
«Смело, товарищи, в ногу», «По долинам и по взгорьям», «Как родная меня мать», «Прощальная комсомольская» Дм. И Дн. Покрасс, «Песня о Щорсе» М. Блантер, «Там, вдали за рекой». «Наш паровоз» А. Штоф, «Песня о Каховке» И. Дунаевский, «Три танкиста» братья Покрасс, «Если завтра война» братья Покрасс. Песни из кинофильмов И. Дунаевского и В. Лебедева-Кумача, «Широка страна моя родная», «Моя Москва», «Марш энтузиастов», «Спортивный марш».
Тема 4. Песни периода Великой Отечественной войны
«Священная война» А. Александров, «Землянка» К. Листов, «Огонёк» М. Никоненко, «Смуглянка» , «Тёмная ночь» Н. Богословский, «Потому что мы пилоты» В. Соловьёв-Седой, «Вася-Василёк» А. Новиков, «Самовары-самопалы» А. Новиков, «Песня фронтового шофёра» Б. Мокроусов, «Брестская улица» М. Фрадкин, «Казаки в Берлине» Дм. и Дн. Покрасс.
Тема 5. Советские песни и марши второй половины ХХ в.
«Красная гвоздика» А. Островский, «В путь» В. Соловьёв-Седой, «Хотят ли русские войны» Э. Колмановский, «Песня о тревожной молодости» А. Пахмутова, «Соловьи», «Журавли» Я. Френкель, «За того парня» М. Фрадкин, «Товарищ» А. Иванов, «Баллада о маленьком трубаче» С. Никитин, «Бьют барабаны» Л. Шварц, «Юный барабанщик» В. Валльрот, «Погоня» Я. Френкель, «Экипаж – одна семья» В. Плешак, «Идёт солдат по городу» В. Шаинский, «Мой адрес Советский Союз» Д. Тухманов, «Есть только миг» А. Зацепин, «День Победы» В. Тухманов, «Время, вперёд!» Г. Свиридов, «Знамя Родины» В. Шепелев, «Герои спорта» А. Пахмутова, «Легендарный Севастополь» В. Мурадели.
Тема 6. Гражданственность авторского (бардовского) песенного творчества
В. Высоцкий, Б.Окуджава, А. Галич, Ю. Визбор, А. Городницкий, В. Долина, А. Дольский, В. Берковский, С. Никитин, А. Розенбаум, ВИА «Голубые береты».
Тема 7. Современные эстрадные песни гражданственно-патриотического звучания
«Гимн России» А. Александров, «Служить России» Э.Ханок, «Граница» Л. Агутин, «Россия-Русь» А. Костюк, «По высокой траве» И. Матвиенко, «Москва – звенят колокола» О. Газманов, «Русский марш» Ж. Бичевская, «Флаг России» Д. Майданов, «Тихий океан» Д. Майданов
Тема 8. Вокально-хоровая работа
Владение голосовым аппаратом. Певческая установка и певческая позиция. Звуковедение. Использование певческих навыков. Дыхание. Отработка полученных вокальных навыков. Распевание. Дикция. Артикуляция.
Ресурсное обеспечение программы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адищев В. И. Музыкальное образование в женских институтах и кадетских корпусах России второй половины XIX — начала ХХ века: теория, концепции, практика. М., 2007.
2. Алборова М. Б. Система военно-патриотического воспитания кадет // Образование в современной школе. 2005. № 4.
3. Лугачев С. Кадетское образование // ОБЖ. 2002. № 112.
4. Омаров О. Н. Патриотическое воспитание старшеклассников средствами государственной музыкальной символики Российской Федерации: автореферат. Махачкала, 2007.
5. Тагильцева Н. Г. Эстетическое восприятие музыкального искусства и самосознание ребенка: монография. Екатеринбург, 2008
Календарно-тематическое планирование курса
№ |
Тема курса |
Количество часов |
Содержание занятия |
Дата проведения |
1. |
1.Старинные солдатские песни.
8. Вокально-хоровая работа |
2
2 |
1.Беседа: 25-летняя служба солдат в русской армии. Певческая установка. Распевание. Разучивание «Государственного гимна России» |
02.09.2015 |
2. Слушанье: «Эй, донцы-молодцы!», «Взвейтесь, соколы, орлами». Певческая установка. Распевание. Разучивание «Солдатушки, браво, ребятушки» |
09.09.2015 |
|||
2. |
2.Военные марши
8. Вокально-хоровая работа |
4
4 |
3.Беседа: Три основных вида маршей – походные, церемониальные, траурные. Иллюстрация: В. И. Агапкин – «Прощание славянки», Ф. Шопен – «Траурный марш», «Вы жертвой пали»- революционный похоронный марш. Распевание. Пение «Солдатушки, браво, ребятушки» |
16.09.2015 |
4.Беседа: Возникновение военных оркестров. Основа военного оркестра – медные инструменты. Распевание. Пение песни «Солдатушки, браво, ребятушки». |
23.09.2015 |
|||
5.Слушанье музыки: Марши различных полков царской армии. Упражнение на дыхание. Распевание. Пение «Гимна России» |
30.09.2015 |
|||
6. Слушанье: Песни различных полков царской армии. Упражнения на дыхание. Распевание. Пение «Кадеты» |
07.10.2015 |
|||
3. |
3.Революционные песни-марши. Спортивные песни-марши 30-40-х годов ХХ в.
8. Вокально-хоровая работа |
4
4 |
7. Слушанье песен: «Песня о Щорсе», «Каховка», «Там. вдали за рекой», «Смело, товарищи, в ногу». Артикуляционная гимнастика. Распевание. Разучивание «Три танкиста». |
14.10.2015 |
8. Слушанье: «Три танкиста», «Если завтра война» Артикуляционная гимнастика. Распевание. Пение песни «Три танкиста» |
21.10.2015 |
|||
9. Беседа: Песни-марши И. Дунаевского и В. Лебедева-Кумача Упражнения на дыхание. Распевание. Пение «Спортивный марш» |
28.10.2015 |
|||
10. Слушанье: «Широка страна моя родная», «Моя Москва», «Марш энтузиастов», «Москва майская». Упражнения на дыхание. Распевание. Пение «Спортивный марш» |
11.11.2015 |
|||
4. |
4. Песни периода Великой Отечественной войны
8. Вокально-хоровая работа |
5
5 |
11. Беседа: Советские композиторы-фронтовики. Слушанье: «Священная война». Певческая установка. Распевание. Пение песни «Три танкиста». |
18.11.2015 |
12. Слушанье: «Смуглянка», «Землянка», «Огонёк», «Тёмная ночь». Упражнения на дикцию. Распевание. Пение песни «Три танкиста». |
25.11.2015 |
|||
13. Слушанье: «Песня фронтового шофёра», «Потому что мы пилоты» Упражнения на дикцию. Распевание. Пение песни «Три танкиста». |
02.12.2015 |
|||
14. Слушанье: «Вася-Василёк», «Самовары-самопалы» Упражнение на дыхание. Распевание Пение песни «Спортивный марш» |
09.12.2015 |
|||
15. Слушанье: «Казаки в Берлине», «Боевая улица» Упражнение на дыхание. Распевание Пение песни «Спортивный марш» |
16.12.2015 |
|||
5. |
5. Советские песни и марши второй половины ХХ в.
8. Вокально-хоровая работа
|
10
10 |
16. Слушанье: «Соловьи», «Хотят ли русские войны». Артикуляционная гимнастика. Распевание. Пение песен всего репертуара. |
23.12.2015 |
17. Слушанье: «Песня о тревожной молодости», «За того парня» Артикуляционная гимнастика. Разучивание «Песни о тревожной молодости» |
30.12.2015 |
|||
18. Слушанье: «В путь», «Погоня» Упражнения на дыхание.. Пение «Песня о тревожной молодости» |
13.01.2016 |
|||
19. Слушанье: «Фронтовики, наденьте ордена», «Журавли» Артикуляционная гимнастика. Пение «Песня о тревожной молодости» |
20.01.2016 |
|||
20. Беседа: Пионерские песни и марши. Слушанье: «Бьют барабаны», «Юный барабанщик». Упражнения на дикцию. Пение «Песня о тревожной молодости» |
27.01.2016 |
|||
21. Слушанье: «Товарищ», «Мой адрес Советский Союз» Упражнения на дикцию. Пение «Песня о тревожной молодости» |
03.02.2016 |
|||
22. Слушанье: «Идёт солдат по городу», «Экипаж – одна семья», Упражнения на дикцию. Пение песен репертуара. |
10.02.2016 |
|||
23. Слушанье: «Есть только миг», «День Победы» Работа над дыханием. Распевание. Пение «День Победы». |
17.02.2016 |
|||
24. Беседа: Марши советского времени. Слушанье: Марши «Время, вперёд!», «Знамя Родины» Работа над дыханием. Распевание. Пение «День Победы». |
24.02.2016 |
|||
25. Слушанье: «Герои спорта», «Легендарный Севастополь» Артикуляционная гимнастика. Распевание. Пение по выбору. |
02.03.2016 |
|||
6.
|
6. Гражданственность бардовского песенного творчества
8. Вокально-хоровая работа |
5
5
|
26. Беседа: «Оттепель – рождение бардовского движения в стране». Артикуляционная гимнастика. Разучивание «Нам нужна одна победа» . |
09.03.2016 |
27. Слушанье: В. Высоцкий, Б.Окуджава, А. Галич Упражнения на дикцию. Распевание. Пение «Нам нужна одна победа» . |
16.03.2016 |
|||
28. Слушанье: Ю. Визбор, А. Городницкий, А. Дольский Работа над дыханием Пение песен по выбору. |
23.03.2016 |
|||
29. Слушанье: В. Берковский, В. Долина, С. Никитин Работа над дыханием Пение песен по выбору. |
06.04.2016 |
|||
30. Слушанье: А. Розенбаум, ВИА «Голубые береты» Упражнения на дыхание. Распевание Разучивание песни «Память» |
13.04.2016 |
|||
7.
|
7. Современные эстрадные песни гражданственно-патриотического звучания
8. Вокально-хоровая работа
|
5
5 |
31. Беседа: Духовное возрождение России. Артикуляционная гимнастика. Распевание. Пение «Гимн России», «Кадеты» |
20.04.2016 |
32. «Россия-Русь», «По высокой траве» Артикуляционная гимнастика. Распевание Пение «Россия-Русь» |
27.04.2016 |
|||
33. «Служить России», «Граница» Упражнения на дикцию. Распевание Пение «Служить России» |
04.05.2016 |
|||
34. «Флаг России», «Тихий океан» Работа над дыханием Пение песен всего репертуара. |
11.05.2016 |
|||
35. «Русский марш», «Москва – звенят колокола» Работа над дыханием Пение песен всего репертуара. |
18.05.2016 |
|||
|
ИТОГО: |
70 |
|
|
Репертуарный план