Байпишев Серик Капезович, преподаватель-организатор НВП и физической культуры, первая категория, КГУ "Новопокровская средняя школа", село Новопокровка, район Шал акына, Северо-Казахстанская область, Казахстан
"Использование информационно-коммуникативных и интерактивных технологий в преподавании предмета НВП"
Важным направлением развития современного общества является информатизация образования. В последние годы обучение с помощью информационных технологий получило название информатизации, использование которой повышает положительную мотивацию учащихся к учению, активизирует познавательную деятельность, развивает мышление и творческие способности ребенка. В современных учебных и воспитательных учреждениях значительно расширяется арсенал средств обучения, повседневно применяемых учителем и воспитателем в учебно- воспитательной работе.
Педагогический принцип наглядности обучения требует постоянного совершенствования средств обучения, соответствующих уровню развития науки и техники. Повышение качества преподавания тесно связано с коренным улучшением методов обучения, что в свою очередь зависит и от применения учителем и воспитателем широкого комплекса технических средств обучения. Главная роль в решении повышения эффективности учебного процесса отводиться не только формам, методам, но и средствам обучения. От рациональной организации применения различных средств обучения в значительной мере зависит эффективность урока.
Активное применение технических средств обучения становятся неотъемлемой частью учебного процесса везде, где есть увлеченные своим делом учителя, где обучение стало творчеством. Там где технические средства используются грамотно и систематически, они способствуют повышению эффективности и качества обучения. Внедрение ИКТ в практику работы образовательного учреждения открывает большие возможности для улучшения и совершенствования образовательных педагогических методик, обмена опытом и творческого подхода к преподаванию Основой для этого является накопление учебно – методических материалов во внутреннем информационном пространстве школы и использование Интернет- технологий как для оперативного, так и для отсроченного общения с коллегами и учениками: электронной почты, форумов, видеоконференций. В связи с повсеместным использованием средств новых информационных технологий и в повседневной жизни очень важно научить учащихся работать с современной техникой.
К наиболее часто используемым элементам ИКТ в учебном процессе относятся: электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора, интерактивные доски, электронные энциклопедии и справочники, тренажеры и программы тестирования, образовательные ресурсы Интернета, DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями, видео и аудиотехника. Умение учащихся работать с информацией на современном уровне, используя при этом традиционные источники, электронные носители информации Интернет, позволяет учителю организовать учебный процесс и внеклассную работу таким образом, чтобы у учащихся развить познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности. Использование ИКТ технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает детям возможность для размышления и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса школьников к предмету. В последнее время наблюдается массовое внедрение Интернета в школьное образование. Увеличивается число информационных ресурсов по всем предметам. Нельзя не сказать о значении интернета для самообразования учителя и использования богатейших ресурсов сети для подготовки к урокам. Причем не стоит отказываться от посещения англоязычных сайтов, так как на них могут быть очень интересные иллюстрации, которые можно сохранить и использовать при создании мультимедийных презентаций. Использование новых информационных технологий позволяет существенно повысить интерес детей к учебе, а, следовательно, и улучшить качество знаний учащихся.
В современных условиях развития науки и техники новые информационные технологии проникли почти во все сферы жизни современного человека. Эффективное использование ИКТ помогает людям жить в информационном обществе, получать новые знания, добиться успеха в выбранных ими профессиях. Современные ИКТ позволяют эффективно использовать в системе образования на уроках с целью обучения, воспитания, развития творческих способностей, организации познавательной деятельности учащихся.
Использование электронных учебников и пособий очень помогает в решении задач по организации практической и самостоятельной деятельности учащихся на уроках по основам начальной военной подготовки. Применение компьютерных технологий дает возможность развитию мышления, внимания, повышению мотивации и эффективности обучения.
При использовании ИКТ необходимо обратить особое внимание на логически грамотно продуманную структуру самого урока. Планируя урок с применением ИКТ преподаватель, должен соблюдать требования, в которых раскрывается место применения информационных технологий, логику раскрытия материала, средство обучения, характер изложения материала, анализировать и обсуждать фундаментальны, узловые вопросы изучаемого материала. Методикой применения ИКТ является благоприятное сочетание и взаимосвязь разных форм и приемов на уроке, что позволяет сделать процесс обучения активным и для преподавателя, и для студента, а так же максимально активизировать внимание на базовом материале и на логических связях с другими преподаваемыми предметами.
Представляет интерес такой вид межпредметной связи как информатика, которая изучается параллельно с разделами базового курса. Такой интегрированный подход вырабатывает и закрепляет навыки применения компьютера, предоставляет возможность работать с различными источниками экономической информации, способствует развитию творческих способностей у учащихся.
При проведении уроков можно использовать различную форму организации учебных занятий:
Лекции;
Практические занятия;
Дискуссии;
Творческие задания;
Проекты;
Деловые игры;
Компьютерные практикумы.
Сегодня имеет место тенденция понижения интереса к изучению НВП. Решение этой проблемы носит комплексный характер.
Одно из них – внедрение в учебный процесс информационно- коммуникационных технологий с целью интенсификации образовательного процесса и создания индивидуальных условий на уроке. При обучении НВП использование компьютерных технологий эффективно на уроках изучения нового материала (презентации для лекций), а также во время проведения практических занятий. Современный урок невозможен без использования информационно - коммуникационных технологий, применение современных информационных технологий дает возможность преподавателю одновременно добиваться решение многих учебных и воспитательных задач активизировать процесс обучения;
экономить учебное время;
совершенствовать наглядные материалы;
развивать культуру умственного труда;
повышать интерес к предмету;
воспитывать потребность в постоянном самообразовании.
Первый этап – проектно - мотивационный:
выявление темы учебного материала, возможных для использования информационно – коммуникационных технологий;
создание банка компьютерных презентаций в программе Power Point.
Для этого я использую на уроках НВП возможности информационно- коммуникационных технологий. Одним из первых моих опытов была работа с программой Power Point. Презентация может использоваться при постановке проблемы на уроке, при движении темы, глубже раскрывая ее смысл, на заключительном этапе, подводя учащихся к самостоятельным умозаключениям и рефлексии, коррекции усвоенных знаний. Главное в презентации – это тезисность (для выступающего) и наглядность (для слушателя). Учитель может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Причем презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Она обеспечивает учителю возможность для информационной поддержки;
Второй этап - формирующий: апробация возможностей средств ИКТ а преподавании НВП. На уроках химии применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно – информационный материал. Причем материал находят сами учащиеся в Интернете, составляют презентации, таким образом, ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку.
На своих уроках и во внеурочной деятельности я использую следующие формы работы:
урок - презентация
видеоролики
организация индивидуального обучения
Урок – презентация:
Основа урока - это изложение материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимационными схемами, анимационными видео фильмами, объединенными вместе при помощи программы Power Point. К поиску материалов привлекаю учеников, они с удовольствием готовят презентации, повышая при этом интерес к предмету. Использую презентации почти к каждому уроку.
Творчество – высшая форма деятельности ученика. Поэтому, одной из основных форм организации уроков с ИКТ, я ставлю создание учащимися собственных мини – презентаций по изученному на уроках материалу. Материалы и слайды этой мини – презентаций учащиеся используют при своем ответе на уроке по данной теме. То есть при создании учащимися таких мини – презентаций к различным урокам, они закрепляют изученный на уроке теоретический материал, систематизируют, обобщают и анализируют его, дополняют новыми фактами, о которых не шла речь на уроке; идет углубление теоретических основ материала, повышается уровень информационной культуры. И как следствие, повышается качество знаний учащихся.
Использование ИКТ на уроках НВП позволяет
сделать урок более интересным, наглядным;
индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;
вовлечь учащихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность;
способствовать стремлению учащихся реализовывать себя, проявлять свои возможности;
работать в интерактивном режиме;
осуществлять контроль, самоконтроль.
Постановка системы практических занятий _ совершенно необходимый компонент военного образования. На уроках я использую электронное издание – видеофильмы.
Работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала.
Такая работа может осуществляться на разных этапах урока:
как способ создания проблемной ситуации,
как способ объяснения нового материала,
как форма закрепления изученного,
как форма проверки домашнего задания,
как способ проверки знаний в процессе урока.
Использование интерактивной доски актуально. Уроки, проведенные с интерактивной доской, продуктивнее традиционных уроков. Известно, что 87% информации поступает в мозг человека через зрительный канал восприятия. Использование компьютера и интерактивной доски открывает большие возможности: Проведение уроков с интерактивной доской расширяют горизонты взаимодействий: предоставляет широчайшие возможности объединения учитель – компьютер – ученик. Уроки с использованием ИКТ вызывают у учащихся желание самим сделать презентацию и показать ее соученикам. Никакие доклады и сообщения не могут противостоять презентациям на интерактивной доске. Здесь и восторг, и гордость – я смог сделать сам!
Совмещение видео-, аудио- и текстового материала, комплексное освещение темы обеспечивают более глубокое погружение в материал, способствуют его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения. Практическая значимость: возможность использования ИКТ в реальном образовательном процессе. ИКТ на конкретном уроке.
Целесообразность применения информационно – коммуникационных технологий для ученика
содействует росту успеваемости учащихся по предмету;
позволяет учащимся проявить себя в новой роли;
формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика;
делает занятия интересными и развивает мотивацию;
предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков.
учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;
позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;
учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
В заключении скажу, что образование составляет основу инновационной системы любой достаточно развитой страны, придавая совершенно новое место школьному образованию.