НАВИГАЦИЯ
ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

Карева Елена Ивановна,  учитель русского языка и литературы, ГУ "Озерная средняя школа", Казахстан, Костанайская область, Костанайский район, с. Озерное

 

Правописание непроизносимых согласных

Урок Правописание непроизносимых согласных Карева Е.И.docx (1 066 КБ)

Презентация к уроку Правописание непроизносимых согласных.pptx (394 КБ)

Критерии оценивания.docx (12 КБ)

Раздаточный материал.docx (22 КБ)

Тексты.docx (32 КБ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата :

Тема: Правописание непроизносимых согласных

 

Триединая дидактическая цель

Образовательная: обобщить полученные  знания о непроизносимых согласных в корне слова и способах проверки данной орфограммы

Развивающая:  развивать связную речь учащихся,  умения отвечать на вопросы, обобщать и делать выводы; развивать орфографическую зоркость, внимание, память, логическое мышление

Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к своей Родине, чувство патриотизма и гордости в рамках реализации программы «Мәңгілік Ел»

Тип урока: урок новых знаний

Оборудование: интерактивная доска, карточки с заданиями, эпиграф к уроку, слова с ассоциациями к слову Родина, презентация, фрагменты видео.

 

Ход урока

1.     Организационный момент

Создание коллобаративной среды "Приветствие"

- Здравствуйте дети и дорогие наши гости.  Давайте поприветствуем друг друга древним  казахским  обычаем  «Шашу»  ( только девочки осыпают гостей конфетами)

 

Свою работу в течение урока вы будете оценивать сами. Перед вами оценочный лист с расписанными критериями по 5 бальной системе.

 

-Запишите сегодняшнее число, классная работа)

 

- Дети, я предлагаю вам внимательно прослушать музыкальный фрагмент  передачи «Радионяня»  и определить тему нашего сегодняшнего урока.

Тема нашего урока,  правописание непроизносимых согласных. (правильно )

-Давайте вместе сформулируем цели и задачи  нашего урока.   (5 мин)

 

2.     Объяснение нового материала.  Работа над произношением слов

Каждой группе я раздала листок,  на котором написаны слова.

- Дети, произнесите эти слов.  Послушайте и обратите внимание ,  как они произносятся.

СЛАЙД № 2

1 группа:  сердце -[с’эрцэ],  радостный [р адасный'] ,  

2 группа: грустный - [ г р у с н ы й' ] , звездный - [зв’озный]

3 группа: местный - [м'`эсный'],  солнце - [с`онцэ]

 

- Что общего в этих словах? ( в каждом слове есть буква, которая не произносится)

- Иногда согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.  Какие согласные звуки мы не произносим в этих словах?  (д, т, в)

- как проверить непроизносимый согласный  звук?  (нужно подобрать проверочное (родственное) слово)

- подберите  к данным словам, проверочные слова. (сердце –сердечный, радостный –радость,   грустный – грусть, звездный – звезды, местный – место, солнце –солнечный)

СЛАЙД №3

В русском языке есть такие слова, которые проверить нельзя.
ЗАПОМНИТЕ: чувство, лестница.

 

По опорной схеме  сформулируйте правило по теме  урока

 

3.     Закрепление нового материала

1 задание.  Распределительный диктант.  Вам даны слова,  распределите их в 2 столбика

1)    Слова с непроизносимой буквой –т- ;

2)    Слова с непроизносимой буквой  -д-.

Праз..ник, вес..ник,  чес..ный, звез..ный, ярос..ный, мес..ный, поз..ний, извес..ный,

Сер..це, грус..ный,  наез..ник, гиган..ский,  капус..ный.

 

СЛАЙД № 4   Давайте проверим верно  ли вы распределили слова.

(оцените себя,  выставьте оценку в оценочный лист)

 

4.     Введение в дополнительную воспитательную тему

Внимательно послушайте  выразительное чтение наизусть  стихотворение   «Родина»

О, Казахстан! О, Родина моя!
Смотрю на степи и не вижу им конца,
Любуюсь я красотами природы
И нет на Родине моей плохой погоды.

О, Казахстан, как ты велик!
Люблю тебя за твой могучий лик:
За степи, горы, реки и моря,
За то, что ты – Родина моя

 

- О чем говорится в этом стихотворении?    

 

СЛАЙД  № 5

1.     Толковый словарь Ожегова.

Родина- отечество, родная страна

2.     Толковый словарь русского языка Ефремова

Родина - Страна, в которой кто-либо родился и гражданином которой является.

3.     Энциклопедический словарь

Родина - место, страна, где человек родился

- С чем ассоциируется у вас слово Родина?   (страна, отечество, патриотизм, дом, государственные символы, семья,  язык, образование, президент, земля, степи, непобедимая др.  )

 

- Сегодня во время урока мы совершим виртуальное путешествие по нашей республике Казахстан.  (Показ видеоролика о Казахстане)

 

- Какие чувства  возникли при просмотре этого видеоролика?    Какие картины поразили вас больше всего при просмотре фильма о нашей Родине?

Ø Красивые казахские степи, высокие горы

Ø Чистые и прозрачные реки и озера

Ø Старинные архитектурные здания

Ø Красота животного и растительного мира

Ø Национальная одежда и музыка

Ø Обычаи и традиции казахского народа

 

СЛАЙД № 6

ВЫВОД можно процитировать словами  К.Д.Ушинского   «Одна у человека   мать,  одна у него и Родина»

                                                                                                             

2 задание .  «Работа в группах»  Прочитать внимательно текст, выпишите слова с непроизносимыми согласными. Подберите  к словам с непроизносимыми согласными проверочные слова.

СЛАЙД № 7

1 группа                                           

Родное местечко

Мы живем  в красивой местности.  Здесь  зеленые рощи,  широкие степи  и чудесные озера.  Редкостной  красотой пользуется озеро Зайсан. Берег у озера зарос желто-зеленым тростником.  На воде качаются прелестные кувшинки.  Весь день можно ловить рыбу,  а поздним вечером счастливым идти домой.  У всех радостное  настроение, ведь эта земля – моя Родина.

СЛАЙД № 8

Местность – местечко

Редкостной - редкости

Тростником – тросточка

Прелестные –прелести

Поздний – запоздалый

Счастливое – счастье

Радостное -радости

 

СЛАЙД № 9

2 группа    

Казахстан

Под голубым звездным небом  раскинулась  необъятная  республика Казахстан. Жизнерадостный многонациональный народ проживает в этой стране.  Полновластные,  непобедимые , бескорыстные  люди  –все под одним единым  шаныраком. Огромные зеленые пастбища дают корм животным.  Прелестная   природа одухотворяет и вдохновляет  писателей для создания произведений о нашей  Республике.  

СЛАЙД № 10

Звездным – звезды

Жизнерадостный – радости

Полновластные – власть

Бескорыстные – корысть

Прелестная – прелесть

 

 

СЛАЙД № 11

3 группа                      Наша Родина

Мы любим искренне бесхитростно  свою Родину. Мы любим голубые реки и озера,  громоздкие  скалистые горы. Мы любим её доблестные города,  прекрасные счастливые деревни. Наша Родина – это гигантская  большая семья благородного народа,   который верит в светлое и жизнерадостное будущее своей страны.

 

СЛАЙД № 12

Бесхитростно –хитрости

Громоздкие – громоздок,  громоздиться

Доблестные – доблесть

Счастливые – счастье

Гигантская – гиганты

Жизнерадостное -радость

 

(оцените себя,  выставьте оценку в оценочный лист)

 

Физминутка   (Девочки проводят под музыку)

 

- Дети,  какой государственный  праздник приближается? (День Независимости Республики Казахстан)

- Что вы знаете об этом празднике?  (это главный национальный праздник Республики Казахстан. Эта дата отмечается в Казахстане ежегодно 16 декабря, как день восстановления независимости казахстанцев)

 

(Показ видеоролика о государственных праздниках)

 

3.Творческое  задание .  У каждой группы на карточках дан текст.  Замените выделенные слова подходящими по смыслу синонимами с непроизносимыми согласными.  

 

СЛАЙД № 13

1 группа

День Независимости Республики Казахстан.

16 декабря независимый народ Казахстана отметит самый главный праздник страны.  Это праздник символ свободы,  процветания и благоденствия.  Правдивый дальновидный Президент нашего государства сумел показать всему миру, что наша страна сильная и свободная.  Народ Казахстана искренне радуется тому, что наша республика обрела суверенитет и независимость.

Слова помощники: Неподвластный,  счастье,  честный,  бескорыстно.

 

СЛАЙД №14

2  группа

Праздник Наурыз

Впереди  веселый праздник Наурыз.   Люди оденутся в национальные красивые  одежды.  На площадях  ликующий народ будет приветствовать друг друга.  Это торжество символ мира, света, весны.

Слова помощники:  радостный,  чудесные, счастливый,  праздник.

 

СЛАЙД № 15

3  группа

День единства народов Казахстана

Привет, утреннее первомайское солнышко!   Единый народ страны  празднует День единства народов Казахстана. По всем городам и селам пройдет красочный парад.  Веселый   счастливый народ Казахстана под единым шаныраком  радуется мирному небу над нашей землей.

Слова помощники: здравствуй,  целостный,  шествие,  жизнерадостный.

 

(оцените себя,  выставьте оценку в оценочный лист)

 

4.  Тест «Непроизносимые согласные»

1. Укажи слово с непроизносимой согласной Т:
а) опас...ность
б) мес...ный

в) чудес...ный
2. В каком слове нет непроизносимого согласного?
а) со...нце
б) ненас...ный
в) интерес...ный
3. в каком слове есть непроизносимый согласный В?
а) уча...ствовать
б) чу...ство
в) путеше...ствовать
4. Укажите слово с непроизносимой согласной Т:
а) окрес...ность
б) небес...ный

в) ужас...ный  
5. В каком слове нет непроизносимого согласного Т?
а)  чес...ный
б)  радос...ный
в)  вкус...ный

СЛАЙД № 16  Ответы:    1 б           2 в            3 б              4 а               5 в

 

5.                Итог урока

 

 - С какой темой сегодня на уроке мы познакомились?

- Как проверить непроизносимый согласный?

 

6.                Оценивание (Спикер каждой команды называет оценки своей группы с комментированием)

 

СЛАЙД № 17

 

7.                Домашнее задание   §44 стр 125  упр 433  (Составить кроссворд с непроизносимыми согласными)

 

9.  Рефлексия

- Какие эмоции вызвал урок?

- Если положительные,  то поднимите картинку

 

 

- Если  на уроке испытывали трудности,  то поднимите картинку

 

 

-  Сегодня  в преддверии  главного национального государственного  праздника,  давайте все вместе напишем пожелания нашей  молодой  процветающей  Республике.  (учащимся раздаются шаблоны детских ладошек, на которых они напишут пожелания)  Вместе выстраивают Байтерек из  ладошек.

 

- На этом наш урок   закончен. Спасибо. До свидания!

Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину